Конспект урока по окружающему миру с использованием образовательной технологии деятельностного типа Наши органы чувств, 3 класс, УМК Перспектива


Предмет: окружающий мир
УМК «Перспектива»
Класс:3
Тема:  « Наши органы чувств»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: достижение образовательных результатов посредством ТРКМ.
Задачи:
1.Формировать представление учащихся о органах чувств. Формировать умение называть чувств и их функцию; о значимости органов чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
2. Формировать предметное умение: узнать роль и специфику разных органов чувств; исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
3. Формировать УУД:
Личностные УУД:
- осознавать необходимость здорового образа жизни
Регулятивные УУД:
-ставить учебную задачу с помощью учителя; осуществлять контроль , коррекцию, оценку результатов деятельности;
- работать по предложенному плану, инструкции;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД:
-планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определение функций участников, способов взаимодействия)
Приёмы ТРКМ: кластер
Оборудование: листы А4 для составления кластера; рисунок человечка для раскрашивания, цветные карандаши, фломастеры, карточка «Алгоритм работы», свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой; бусинки, коробочка с подсказками; карточки «Орган зрения», «Орган слуха», «Орган вкуса», «Орган обоняния», «Орган осязания», карточки со стихотворениями.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Стадия «ВЫЗОВ»
(10 мин) 1.Мотивация к учебной деятельности - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания.
2. Создание проблемной ситуации. -Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
-А нужны они ему? 
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
Рассматривают рисунок человечка без лица.
-У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук
- Конечно.
-Нарисовать ему недостающие органы.
3. Выявление первичного представления по теме. Постановка цели урока. - Я предлагаю сегодня работать в группах. По ходу работы постараемся узнать для чего нужны органы чувств. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Давайте мы эти правила вспомним.
Приём ТРКМ «Кластер»
-Какие органы вы бы нарисовали человечку? Напишите их названия на карточках.
- Как, одним словом можем назвать эти органы?
-Приклейте карточку с названием этих органов в центр вашего кластера.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?)- А точнее «Наши органы чувств».
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Какие органы чувств есть у человека? Дя чего они нам нужны?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с …
Узнать…. (для чего они нужны)
Класс разделён на 5 групп.
-Работаем тихо, дружно;
Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.
Работают в группах. Заполняют карточки. (Карточки «уши», « глаза», «рот», «нос», «руки»).
-Органы чувств.
(в центр кластера прикрепляется карточка « Органы чувств»).
-Органы чувств.
- Познакомиться с органами чувств.
Узнать для чего они нужны.
II. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (25 мин Открытие нового знания. -Продолжаем работать в группах. У каждой группы будет свое задание. Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.
А я буду вашим помощником.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
ЗАДАНИЯ:
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
-Познакомимся с алгоритмом работы.
1. Внимательно прочитай задание.
2. Выполни практическую часть задания.
3. Сделай выводы. Какой орган чувств помог при выполнении задания? Зачем этот орган нужен человеку?
4. Прочитайте текст в учебнике на странице 48.Найдите назучное название органа чувств, который вы использовалипри выполнении задания.
5. Из коробочки с подсказками выберите карточку с названием научного названия органа чувств.
6. Проанализируйте свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
…   нам нужны…….
Научное название…(научное название органа вам нужно будет выбрать из коробочки с подсказками.)
-Контролирует ход выполнения практической работы.
Выступления групп.
- Выступает 1 группа.
- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш?
- Что еще мы можем делать  при помощи глаз?
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
- Выступает 2 группа.
- Что вам помогло услышать звуки?
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать?
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? 
-Выступает 3 группа.
- Что помог определить вкус воды?
- Какие ещё качества пищи различает язык?
- Молодцы. С задание справились верно.

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой малины..- Выступает 4 группа.
- Что вам помогло определить содержимое банок?
- Какие ещё запахи можем почувствовать?
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Помогите нашему герою.
- Выступает 5 группа.
- Что помогло определить предметы?
- Верно, справились с заданием.

- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько  у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
Каждая группа выбирает капитана.
Капитаны получают задания .У каждой группы на партах лежат карточки «Алгоритм работы».
Дети читают по цепочке вслух.
Выполняют задания практической работы в группах по алгоритму.
После завершения выступления, каждая группа заполняет кластер и дорисовывает недостающий орган человечку.
- У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
-Глаза.
-Читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
( Рассматривают иллюстрацию с изображением глаза).
Рисуются глаза человечку, в кластер добавляется карточка «орган зрения».
- У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
-Уши.
- Разные звуки природы, речь, музыку.
(Рассматривают иллюстрацию с изображением ушей).
- Нарисовать уши. (В кластер добавляется карточка «орган слуха»)
- У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
-Язык.
- Теплая пища, холодная, кислая, горькая…
Рассматривают иллюстрацию с изображением языка.
Дети рисуют язык человечку, в кластер добавляется карточка «Орган вкуса».
- У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
-Нос.
-Свежей травы, цветов…
Рассматривают иллюстрацию с изображением носа.
Дети рисуют нос, в кластер добавляется карточка «Орган обоняния».
- У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
-Руки, кожа рук.
Рассматривают иллюстрацию с изображением рук.
Дети рисуют человечку руки, в кластер добавляется карточка «Орган осязания».
Работа с составленным кластером.
-Познакомиться с органами чувств человека.
-Пять.
-Для чего нужны органы чувств?
Приводят свои примеры.
Рассматривают человечка. Высказывают свое мнение.
III. РЕФЛЕКСИЯ (10 мин) РЕФЛЕКСИЯ 1. Продолжите стихотворение, используя опорные слова.
Есть _______ помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб ________ ,А уши служат, чтобы __________ ,Язык во рту, чтоб ___________ ,Руки, чтоб ласкать, __________ ,А носик -____________ .И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Слова для справок: пять, видеть, слышать, вкус понять, трудиться, запах различать.2. Ребята, давайте подарим нашему человечку бусинки. Выберите 1 из 3 бусинок. Красная бусинка- кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось, желтая бусинка- кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках, синяя бусинка-кто считает, что у него ничего не получилось на уроке. Нанизываем бусинки на ниточку.
-Получились красивые бусы..Давайте подарим их нашему помощнику. Работа в группах. Вписывают в карточку подходящие слова.
Составление бус.
Домашнее задание:
1.Прочитать текст на с. 48-49;
2. Нарисовать плакат «Берегите органы чувств» или найти из различных источников интересные факты о наших органах чувств.