Статья «Что лучше — домашнее воспитание или воспитание в детском саду?»


«Что лучше - домашнее воспитание или воспитание в детском саду?»
Это очень важный вопрос, потому что и у домашнего воспитания и у воспитания в детском саду есть свои плюсы и минусы. Но что же выбрать для себя, для своего любимого ребенка. Воспитывать его дома, отдать ли на воспитание неработающим бабушкам или все же отправить в детский сад?
До недавних пор считалось, что детский сад является необходимым звеном в воспитании и развитии ребенка. В последние годы многое изменилось. Родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее, обеспечить благоприятные условия для его личностного развития. Для многих мам и пап семейное воспитание представляется более естественным, поскольку ребенок находится в привычных домашних условиях. Полноценная развивающая работа с малышом – задача непростая, и к ней необходимо подойти со всей ответственностью. Организация занятий, режима дня, посещение разнообразных кружков – к этому следует подойти серьезно и вдумчиво. Самое сложное в домашнем воспитании – создать все необходимые условия для социального развития. Ведь это первая проблема, и пожалуй, самая большая, с которой домашний ребенок столкнется в школе. Мне бы хотелось перечислить несколько проблем, которые возникают у домашних детей при поступлении в школу.
1. Болезненное реагирование на обзывательства. Домашние дети не понимают, что можно просто так мимоходом кого-то назвать дураком и тут же об этом забыть. Дома ребёнка никто не обзывает, и домашние дети часто принимают обзывательства слишком близко к сердцу, т.е. переносят его на себя и воспринимают как моральное унижение. Детсадовские же дети к обзывательствам «привыкли» и на большую часть из них не реагируют или пропускают мимо ушей.
2. Отрицательная реакция на свободное распоряжение их личными вещами. Садовские дети к этому относятся более-менее спокойно. Домашних же детей такое поведение шокирует и даже может вывести из себя. «Почему они постоянно без спроса берут мои вещи, я же у них ничего не трогаю?» – этот вопрос каждый день задавал мой сын в первые месяцы учёбы. У него в голове никак не укладывалось зачем, пробегая мимо чужой парты, надо схватить ручку или карандаш и забросить их за шкаф или в корзину для мусора. Приходилось объяснять ему, что не все дети ведут себя так, как он, и не надо на это так сильно реагировать – кто-то считает это шуткой, кто-то таким образом привлекает к себе внимание, а кто-то таким способом и обидеть хочет. «Ну почему, я ведь даже с ним не общаюсь?!!!» – возмущался он в ответ.
3. Сложности с адаптацией к требованиям при проведении уроков, если ребёнок не знаком с моделью школьного обучения. Школы раннего развития или курсы подготовки к школе как раз и помогают устранить эту проблему. Я не говорю, что ребёнку обязательно нужна школа раннего развития, можно заниматься и самим, но с моделью группового обучения ребёнка познакомить надо, хотя бы в последний год перед школой.
4. Сложности в общении, возникающие из-за разных стилей поведения:
• Домашние дети более спокойные и уравновешенные, а детсадовские – «шустрилы».
• Детсадовские дети более легко идут на контакт, а домашние сначала подумают, стоит или нет. И, пока домашний ребёнок выбирает с кем бы ему в классе познакомиться и подружиться, детсадовские дети уже давным-давно перезнакомятся друг с другом.
• Домашние дети, глядя на переменах на головокружительные прыжки, задирания друг друга и стремительные гонки по коридорам детсадовских детей, задаются вопросом «Почему они себя так ведут?» Детсадовские, глядя на домашних, думают: «Тихони!»
Конечно, исключения из вышеописанного есть и будут всегда. Я хотела передать лишь общую картину. В заключение хотелось бы сказать, что невозможно однозначно ответить, какой способ воспитания – дом или детский сад – лучше. Каждая семья решает этот вопрос индивидуально. Одно могу сказать точно – при выборе не стоит слепо следовать за общественным мнением. Ориентируйтесь в первую очередь на ребёнка, на свои чувства, мысли и жизненные приоритеты. Ведь все дети разные, как и методы их воспитания.