Урок по музыке для 4 класса Зимнее утро. Зимний вечер


Программа: автор - Е.Г. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина; раздел - «День, полный событий», урок №2
Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Класс: 4
Форма проведения: урок – прогулка
Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Задачи:
1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, С.Прокофьева.
2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.
Тип урока: углубление в тему
Музыкальный материал: П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»
Дидактические средства: карточки, таблица.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.
Приветствие: Пропевание вокальной распевки – приветствия.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Кому принадлежат эти строки?
Дети: А.С. Пушкину
Учитель: О каком времени года идёт речь?
Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.
Учитель: А с каким музыкальным произведением познакомились на том уроке?
Дети: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского
Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?
Дети: О прощальной.
Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.
(снимают листья с доски)
Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.
Учитель: А как заканчивается день?
Дети: Вечером. Все возвращаются домой.
Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
Дети: Утро. Вечер.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Запишите эту тему в тетрадь.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Дети: Нет
Учитель: А почему?
Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.
У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.
Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.
Дети: За окошком красивое морозное утро?
Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.
Дети: Светлые, жизнерадостные.
Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.
(учащиеся заполняют 1 столбик)
Картины
(краски) Поэзия
(слово) Музыка
(ноты)
мягкая пушистая красивая спокойная тихая нежная Учитель:А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.
Учитель: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Какое же зимнее утро?
Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.
Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?
(учащиеся заполняют 2 столбик)
Картины
(краски) Поэзия
(слово) Музыка
(ноты)
мягкая морозная пушистая чудесная красивая солнечная спокойная бодрая тихая искрящая нежная сверкающая Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?
Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского
Учитель: Какие у вас возникли ощущения?
Дети:  Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Учитель:  Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
Дети:  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети:  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу
Картины
(краски) Поэзия
(слово) Музыка
(ноты)
мягкая морозная вьюжная
пушистая чудесная тревожная
красивая солнечная метельная
спокойная бодрая холодная
тихая искрящая хмурая
нежная сверкающая встревоженная
Учитель: Какая же зима у нас получилось?
Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать.
Физминутка(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.
Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.
Учитель: Какой вечер предстал перед нами?Дети: Холодный, метельный.Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?Дети: о, а, у, е, и.Учитель: Что они изображают?Дети: Завывание вьюги.
Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги.
(учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)ДИНАМИКА (громко,
не очень громко, тихо)ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)ЛАД (мажор, минор)
РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
Учитель: Что выбрали – прочитайте.Дети зачитывают различные варианты ответов.Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев
Звучит фонограмма музыкального произведения М. ЯковлеваЧто общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?
Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.
Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?Дети: Тема зимы.
Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
4. Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выбери одно из утверждений:Я работал на уроке много и с увлечением (вешают на доску солнышко)Мне было интересно, но я был не очень активен (вешают на доску снеговика, детей катающихся на санках, на коньках)Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен (вешают на доску снежинки, ёлочки)