Урок-презентация по музыке и литературе Утро туманное… Из истории русского романса.


Коршунова Ольга Михайловна,учитель русского языка и литературы,музыки и МХК (искусство)МАОУ лицея № 18 города Калининграда Цели урока:продолжить знакомство современных школьников с историей возникновения и развития русского романса, с творчеством И.С. Тургенева и Эраста Абаза; узнать историю рождения знаменитого романса « Утро туманное…» , историю жизни умных и благородных людей - И.С.Тургенева и Полины Виардо, Эраста Абаза;приобщить к национальному и культурному наследию и пробудить чувство уважения к прошлому России;осуществить смысловое чтение музыкального и словесного текстов;показать , как личная жизнь человека становится блистательным фактом культуры – диалогом судьбы, времени и искусства; развить самостоятельность мышления и основные метапредметные умения при работе в группе. ЭТАП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ.Слово учителя: Сегодня мы отправимся в русский салон начала 19 века. Станем участниками вечера, на котором прозвучат чарующие звуки очень популярной вокальной музыки. Представим себя в музыкальной гостиной. Мягкий свет ламп, рояль… Вся обстановка проникнута атмосферой поэзии и красоты... Столики с подсвечниками, мягкие широкие кресла, цветы в вазах и благородная публика, которая ждет начала выступления. Вопросы: Какие чувства вызвало произведение? О чём рассказала музыка? Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы его слушали? Знаете ли вы автора и название произведения?Ответы учеников. Прозвучало одно из самых знаменитых произведений М.И. Глинки « Ноктюрн фа-минор, «Разлука». Учитель:Вы верно почувствовали характер произведения. Музыка была нежной и печальной; прекрасной и пленительной; страстной, чарующей, волшебной и вдохновляющей. Так можно сказать и о произведениях, которые восходят к любимому и популярному жанру начала 19 века.. Это волнующий и хрупкий, возвышенный и понятный всем слушателям жанр вокальной музыки. Говорить о нём можно очень много. А можно молча внимать ему… В тишине и безмолвии постигаются его таинственный смысл и сила, а под звуки плавной мелодии хочется « и петь, и плакать, и любить…» Так называется тема нашего урока.( запись в тетради). ? О каком жанре пойдёт речь на уроке? Чтобы не ошибиться, обратимся к лирической зарисовке поэта середины 19 века Василия Красова «Звуки» . Читается стихотворение (учитель или ученик). Они уносят дух – властительные звуки!В них упоение мучительных страстей,В них голос плачущей разлуки,В них радость юности моей!Взволнованное сердце замирает,Но я тоски не властен утолить.Душа безумная томится и желает –И петь, и плакать, и любить… Василий Красов Задание:Отметьте слова-образы в лирической миниатюре. Как они характеризуют лирического героя ?Каакие чувства он испытал?Почему автор назвал звуки музыки «властительными»? Над чем они властвуют ?Заполните Таблицу 1.( Общая работа) Время выполнения 5-7 минут Слова - образы Чувства лирического героя: Упоение Упоение, т.е. наслаждение Мучительные страсти Мучение, тоска от разлуки ( с кем?) Голос и разлука Радость юности /юность Чувство Любви-страсти, Любви – счастья и муки Взволнованное сердце Волнения юности, её мечтания Тоска, которую лирический герой «не властен утолить» Горькое разочарование Душа безумная СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ О БЫЛОМ Душой и душой Душой и памятью человека Русский романс Познакомиться с одним из шедевров русского романсового творчества.Узнать историю появления романса «Утро туманное…» на стихи И.С.Тургенева и музыку Эраста Араза.Определить характерные черты элегического или лирического романса. Написать мини –сочинение. Представить работу устно. Стихи И.С. Тургенева Автор музыки Эраст Аггеевич Абаза В дорогеУтро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное далекое,Слушая ропот колес непрестанный,Глядя задумчиво в небо широкое. И.С.Тургенев Прочитайте историю создания романса «Утро туманное…» по воспоминаниям и письмам современников писателя и автора музыки , выполните следующие задания:1. Выпишите факты, которые говорят об истории возникновения и развития романса.Что можно сказать об его авторах?2. О чём рассказал романс? Определите круг его тем, найдите главную. Кто герои ?3. Определите характерные черты жанра.Составьте обобщающий ответ( напишите сочинение – миниатюру)и дайте своё толкование жанра - «элегический романс».Работаем индивидуально и всей группой. На всех столах – стихотворение И.С.Тургенева, информация о любви И.Тургенева к знаменитой певице, информация о жизни и семье Эраста Аггеевича Абаза, карточка прошлого урока « Романс и его виды», листок-словарь «Элегия как литературный жанр».1 группа работает с письмами И.Тургенева к П. Виардо. 2 группа изучает материал по биографии Э.Абаза, его отношение к музыке.3 группа – работает по фрагменту статьи В.В Розанова «Полина Виардо и Тургенев».4 группа изучает материалы по письмам и высказываниям современников И.С.Тургенева.Пауза в показе презентации. Лирический романс – это вокальное произведение философского характера и темы, с простой, но очень красивой мелодией, повествующей о Любви. Романс близок народной лирической песне – протяжной, грустной и очень мелодичной. Наверное, такую мелодию мог услышать не только профессиональный композитор, но и музыкант- любитель. Правда, нужно обладать и вкусом, и возвышенной, чуткой душой . О таких чувствах написаны романсы в жанре « жестокий романс». Он стал очень популярным в обществе 19 века. Такой романс создал и Эраст Абаза – герой и лихой гусар, похожий на поэта Дениса Давыдова.. Романс – лирическая любовная песня, очень грустная. ГРУППА 3. МУЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА «МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЕКОЕ…» «…Мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет…»,- так сказала о своих отношениях с И.С. Тургеневым Полина Виардо.Так могла написать очень умная и талантливая во всём женщина Она стала музой И.С.Тургенева. Этого достаточно, чтобы звучали «властительные звуки» Музыки и Русского Слова. А Эраст Абаза все понял в стихах Тургенева и написал гениальную музыку.Настоящие чувства и настоящее искусство воздействуют на людей, делают их Романтиками! Группа 4.Почему Эрасту Абаза удалось написать такой изумительный и красивый романс ? Да потому, что и сам он был человеком с красивой душой. Русский дворянин, офицер, прекрасно воспитанный и образованный, верующий, Эраст Аггеевич Абаза отдал жизнь Отечеству, обороняя Севасто-поль в Крымской войне. Он мог кутить, играть в карты, нарушать «предписа-ния», но… благородства души не пропьёшь!!! Романс « Утро туманное…» рассказывает нам о красоте , душевной красоте человека, о его переживаниях. Романс трогает всех, даже наше поколение… Комментирование и оценка работ учителем и всеми участниками групповой работы.Заполнение «Листов самооценки». Слово учителя.Завершение урока прослушиванием романса в исполненииЕ.В.Образцовой.