Нетрадиционные уроки в начальной школе


Подготовил учитель начальных классовМОУ гимназии №14Шаблыгина Ирина Геннадьевна Нетрадиционные уроки в начальной школе Урок организационнаяформа педагогическаяединица обучения воспитания Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Эффективность учебного процесса зависит от организацииурока грамотного выбора формыпроведения Творческие принципы отказ от шаблона в организации урока;максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке; занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;поддержка альтернативности, множественности мнений;развитие функции общения на уроке;«скрытая» дифференциация учащихся;использование оценки в качестве формирующего инструмента. Формула эффективности урока тщательностьподготовки мастерствопроведения 1.подготовительный 2.собственно урок 3.аналитический Методика проведения и подготовки нетрадиционных уроков Экскурсия, путешествие,защита проекта Расширение кругозора Имитация занятия,видов работ Урок-сказка, урок-сюрпиз,уроки творчества Становление творческих способностей Опора на фантазию Защита знаний, защита идеи, урок вдвоём,урок-встреча Развитие осмысленного отношения к знаниям Изменённые способы организации формы цели основание Классификация уроков на нетрадиционной основе Урок-аукцион, урок-кроссворд, урок-посвящение Приобщение к активным формам Аналогия с организованными событиями Уроки взаимного обучения, урок открытых мыслей Становление способностей к учебному общению Оригинальная организация учебного материала Парный опрос, экспресс-опрос Развитие нестандартных умений учебной работы Трансформация стандартных способов организации Урок-игра, урок-соревнование,урок-викторина Стимулирование познавательного интереса Состязательно-игровая основа формы цели основание Нетрадиционные уроки в начальной школе Урокипутешествия Уроки сказки Уроки соревнования Уроки - путешествия с любимымгероем на объект по сюжету сказки по маршруту на транспорте Особенности уроков-путешествий этапы урока соединены смысловым содержанием сюжета;этапы урока – остановки по пути следования; наличие карты путешествия;определение транспорта;сопровождение музыкой, конкурсами;элементы ролевой игры;завершение путешествия в месте, откуда оно начиналось. Москва Переславль-Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Плес Суздаль Владимир Сергиев Посад Педагогические условия уроков-сказок соответствие сказки по теме и содержанию урока, возрасту учащихся;правильное определение места сказки в структуре урока; эмоциональность речи учителя;умение учителя погружаться вместе с учащимися в содержание сказки;проведение урока по законам педагогической драматургии. 1.выбор сюжета 2.отбор содержания 3.разработка хода урока 4.продумывание итога урока Этапы подготовки к уроку-сказке Уроки – соревнования(игры) элементы соревнования сотрудничества Уроки-соревнования предоставляют возможность применения дифференцированных заданий;способствуют развитию познавательной активности и интереса к предмету; исключается проблема дисциплины на уроке. Особенности уроков-игр форма урока пришла из внеклассных занятий;область применения – повторение тем и разделов;при организации – учёт подготовленности учащихся;этапы урока – конкурсы, задания для команд; вопросы и задания по содержанию носят познавательный, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными и игровыми;итоги подводятся поэтапно, а в финале – общий итог. Грамматическая арифметика ров + поза =? Вид транспорта (паровоз) охра + под =? Водный транспорт (пароход) паста + клин =? Диск со звуковой записью для проигрывания (пластинка) лик + пена = ? Птица с большим зобом (пеликан) вода + ринг =? Гроздь сладких ягод (виноград) (абрикосы) рыба + соки =? Фрукты КОНКУРС ЭРУДИТОВ Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки;расширяют кругозор учащихся;обучают учащихся работе с различными источниками знаний;выступают средством повышения интереса и активности младших школьников;способствуют формированию мотивации учения и развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Выбирая нетрадиционные уроки, необходимо помнить нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;не всегда содержание материала темы может быть представлено в нетрадиционной форме;данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Спасибо за внимание!