«Формирование познавательного интереса к урокам русского языка и литература через нетрадиционные формы урока».


МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»

















Тема по самообразованию
«Формирование познавательного интереса к урокам русского языка и литература через нетрадиционные формы урока».





Учитель русского языка и литературы:
Е. М. Приймак















Вихоревка, 2013 г.

ПЛАН.
Цель:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
разработать уроки нетрадиционной формы или составить подборку заданий, способствующих формированию познавательного интереса к урокам русского языка и литературы и интеллектуальному развитию школьников.

Для реализации задач исследования использовались следующие методы: -       изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; -       изучение и обобщение опыта работы передовых учителей; -       анализ деятельности учителей по организации проблемного обучения и использования нетрадиционных форм уроков.
Актуальность:
Учителя всегда волнует, какими людьми вырастут его ученики, и что сделать, чтобы его предмет был не только учебным, а помогал нравственному воспитанию школьников. Я стараюсь организовать урок нестандартно, пробуждая творческие возможности своих учеников. Понятие нестандартного урока довольно условное и включает в себя различные формы занятий. Одних лишь уроков всех типов часто не хватает для рациональной организации изучения ряда учебных тем, особенно в старших классах, учитывая объем учебного материала, его объективную сложность. Компенсировать недостаточно возможности можно и нужно путем семинаров, лекций, экскурсий, учебно-практических занятий, дидактических игр, конференций.

Теоретическое изучение проблемы (1 год работы над темой):
Формирование познавательного интереса к урокам русского языка и литературы через нетрадиционные формы урока;
Проблемное обучение как педагогическое явление;
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения;
Виды проблемного обучения;
Правила создания проблемных ситуаций;
Процесс решения учебной проблемы.
В ходе изучения проблемы анализировался широкий круг источников специальной литературы, периодических изданий, официальных сайтов интернета.
Внедрение и апробация:
Основу интереса к учению составляют глубокие и прочные знания. Нет знаний – нет интереса, поэтому для того, чтобы возбудить устойчивый интерес к учению, надо с первой и до последней минуты урока в активную работу включать всех учащихся. Нетрадиционные формы урока позволяют сделать это.
В своей работе стараюсь использовать различные методы и приемы: заочные экскурсии, урок – КВН, групповую работу, путешествия, доклады учащихся, игровые упражнения и т. д. Такие уроки помогают привить интерес к русскому языку, сплачивают коллектив.
Нетрадиционные формы проведения стараюсь использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеклассной работе.
Тема по самообразованию рассчитана на 3 уч. года, подведение итогов и аналитическую справку предполагаю представить на МО учителей русского языка и литературы. Этот учебный год является последним в изучении и внедрении в учебную деятельность нетрадиционных форм уроков, поэтому планирую показать открытый урок нетрадиционной формы.




15