Консультация-диспут Проектная деятельность в формировании представлений детей раннего и младшего дошкольного возраста об окружающем мире для воспитателей дошкольного учреждения

Консультация-диспут
«Проектная деятельность в формировании представлений детей раннего и младшего дошкольного возраста об окружающем мире»
Ершова Валентина Анатольевна
старший воспитатель, высшая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
Консультативная часть.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  весьма актуальна по целому ряду причин:
во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы развитие в этом направлении проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия и  совершенствования органов чувств малыша.
Ребёнок младшего возраста неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей этого возраста продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая. Однако самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду чаще всего сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию предпосылок логического мышления. При этом недостаточное внимание уделялось:
развитию умения задавать вопросы;
осуществлять самостоятельный поиск ответов на них;
развитию креативных способностей;
развитию самостоятельности в познавательной деятельности;
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагоги, прежде всего, добивались решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.
Недостатки в результатах:
У ребенка:
неустойчивый интерес к познавательной деятельности;
не развиты умения у детей выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
не сформированы умения установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями;
Дети не умеют:
действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: поиск наиболее эффективных методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Его преимущества:
он дает ребенку возможность экспериментировать, находить и синтезировать полученную информацию, развивать творческие, познавательные способности и коммуникативные навыки;
использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий;
применяя проектно – тематическое обучение дошкольников, педагоги развивают у ребенка такие способности, обладая которыми, выпускник детского сада оказывается более приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах;
проект позволяет педагогу, ребенку и его родителям работать как партнеры;
активизируется познавательная деятельности детей;
формируются специфические умения и навыки коммуникативного характера.
Все это позволят младшему дошкольнику легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем, составит фундамент общего умственного развития ребенка.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
роле-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна
По продолжительности они бывают:
краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 – неделю),
средней продолжительности,
долгосрочные (на весь учебный год).
В младшем возрасте используются в основном два  вида проектов – роле-игровые (творческие) и исследовательско–игровые.
Так как ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются роле - игровые и творческие проекты.
Игровые проекты –  где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием.
В младшем возрасте структура игровых проектов только намечается. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения  в  придуманных ситуациях.
Степень творчества  в таких проектах высокая, но доминирующим видом все-таки является роле-игровая деятельность. Отсутствие необходимого жизненного опыта у дошкольников не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.  Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок  выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно  исполнительском уровне.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Именно поэтому в младших группах могут быть разработаны исследовательско – игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельность.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и  младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.  А с помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?
Во второй младшей группе  дети осваивают  действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.  Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки.  После нескольких наблюдений за дождём можно  сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, грибной, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.  Большую радость, удивление и даже восторг дети  испытывают от своих маленьких и больших открытий.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 
2. Практическое задание с последующим обсуждением.
- При организации проектов, какие задачи познавательного развития могут быть реализованы педагогами/ родителями. Через какие виды совместной/ самостоятельной деятельности они могут быть реализованы?
«Витаминка», дети в игровой  и экспериментальной форме узнают  о том, как  беречь свое здоровье и заботиться о нем, получить  знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; 
во время реализации проекта «Мои игрушки», каждый ребенок может  не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать из каких материалов они могут быть сделаны;
в ходе реализации образовательного проекта «Подарки осени» при знакомстве с овощами можно провести  с детьми опыт «тонет, не тонет». В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. 

3.Вывод.
Итак, в  младшем дошкольном возрасте  у детей формируется  эмоциональная заинтересованность в знакомстве с предметами и действия с ними, явлениями окружающей действительности.
Именно использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний. В процессе работы над проектами у детей формируются  познавательно – исследовательские навыки  и совершенствуются все психические процессы.
 
Литература:
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.- М.: АРКТИ, 2003
2. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
3. Боровлева А.В. Проектный метод -как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. –No7.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.


15