Выступление на педагогическом совете Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка.Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребёнок все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
В условиях работы педагога лежат следующие задачи трудового воспитания:
Формирование у учащихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знание на практике;
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, ответственности, целеустремленности и честности;
вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Таким образом планируется, что ученики в конце 4 класса приобретут ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям; Ценностное и творческое отношение к учебному труду; Трудолюбие; -Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; -Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности; -Мотивацию к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
На мой взгляд, особое значение в подготовке младших школьников к жизни и труду имеет процесс обучения. Для этого нужно уметь их правильно мотивировать.
Труд бывает не только физический, но и умственный. Учебные школьные предметы содержат множество терминов и понятий профориентационного характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. учёных) в развитии общества, преобразовании природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов и т.д.
Программы трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д.
Я в своей работе применяю такие виды деятельности как:
Индивидуальные и групповые поручения
Формы реализации: система  чередования поручений, дежурства, инициативные группы, индивидуальная работа.
Классное собрание
Формы реализации: беседы, игры, экскурсии, встречи, диспуты, дискуссии, собрания.
Соревнование
Формы реализации: итоги конкурсов и соревнований на основании соответствующих «Положений»; смотры, выставки.
Самоуправление
Формы реализации: конкурсы, субботники.
Работа в классе, изготовление наглядных пособий, подарков к праздникам закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки,  интересы и увлечения младших школьников. 
В процессе обучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значения творчества в жизни человека общества:
Участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;
Узнают о профессиях своих родителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», работают в рамках проекта «Моя семья».
Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, знакомятся с правилами взаимоотношений людей в процессе труда ;
Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике: участие в разработке и реализации различных проектов «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза» и т.д.
Получают опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: украшение и наведение порядка в пространстве своего класса, дома; расширение возможностей и навыков по самообслуживанию, изготовление кормушек для птиц, изготовление подарков и открыток, сувениров, поделок к праздникам.

ФОТО
Таким образом трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Я убеждена, что именно в процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.