КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МАШИНЫ-ПОМОЩНИКИ. ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК


Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа № 8 «Малыш»
управления образования администрации г. Шахтёрска.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию и развитию речи
на тему:
«Транспорт специального назначения.
Придумывание загадок»
для детей подготовительной группы
80010395605
Подготовила:
воспитатель
Челышева С.Г.
г. Шахтёрск
2017г.
Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи:
Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения;
формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения;
способствовать формированию умения подбирать к заготовленному четверостишию подходящую по смыслу рифму;
развивать способность детей придумывать короткие четверостишия;
учить последовательно, излагать свои мысли;
упражнять детей в подборе рифм к словам.
закрепить понятие «рифма».
поощрять совместное стихосложение.
формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме;
развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству
Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава», якорь.Действия: убирает, перевозит, поднимает, проводят, колет лед, тушит, ловит рыбу, спасает.Предварительная работа: Чтение отрывка из произведения Н. Носова  «Приключение Незнайки в цветочном городе» - как Незнайка сочинял стихи; стихотворение Д. Чиарди «Рифмы», словесная игра «Продолжи слово», отгадывание загадок.
Материал: Картинки с изображением транспорта специального назначения, сюжетные картинки, плоскостная фигурка птицы Рифмоплёта.
План работы: 1. Погружение в сказочную атмосферу. 2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». 3. Придумывание рифмующихся слов. 4. Игра «Да – нет» 5. Игра «Продолжалка» 6. Игра «Что для чего?» 7. Моделирование загадок.
Ход:
4568885466174Воспитатель: - Ребята, птица Рифмоплёт к нам прилетела вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое вы сочинили на прошлом занятии. А сегодня она прилетела с ответным стихотворением для вас:
На лугу поспела кашка,
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
Вопросы к детям:
Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении рифмуются?
Дети: (Кашка — Машка, обед — нет.),
Воспитатель: а к слову бодается придумайте рифму
Дети: - питается.
Воспитатель: -А когда корова бодается?
-Чем питается корова?
– рассуждения детей.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить загадку про корову.
Дети: ( она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра называется: «Придумай как можно больше рифмующихся слов»:
палка, галка, скалка, свалка;
нос, пес, воз;
лук, тук, мук;
салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т.д.
Рифмоплёт: Ребята! А чем вы сегодня будете заниматься?
Воспитатель: - Рифмоплёт, мы сегодня с ребятами поговорим о транспорте специального назначения, и будем учиться придумывать загадки.
Рифмоплёт: А что такое транспорт специального назначения? Зачем он нужен?
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Рифмоплёту и расскажем ему, что же это за машины?
Дети: Это машины — помощники. Они помогают людям выполнять трудную работу.
Воспитатель: - У машин разное назначение. Есть транспорт, который работает в море. Какие виды транспорта вы знаете? Назовите его.
Дети: (Ледокол, катер - спасатель, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер...)
Воспитатель: Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его.
Дети: (Панелевоз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран...)
Воспитатель: - Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь?
Дети: (Поезд, электричка…)
Почему?
Воспитатель: - Если я скажу слово шасси — о каком транспорте я говорю? Почему?
- Почему машину называют молоковоз, бензовоз?.- У какого транспорта есть крылья. (Самолет).
- Рифмоплёт, ты любишь играть?
Игра: «Что, для чего?».
Воспитатель: - Каждый транспорт имеет свое назначение.
Расскажите, ребята, Рифмоплёту, зачем нужна пожарная машина
Дети: — пожарная машина тушит пожар.
Рыболовецкое судно — рыболовецкое судно ловит рыбу.
Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.
Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.
Рифмоплёт: Я тоже знаю специальную машину, она тоже помогает людям. Стиральная машина нужна для того, чтобы стирать белье.
Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт? С чем вы не согласны? Рассуждения детей:
- Это машина? Да.
- У нее есть мотор? Да.
- Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.
- Это транспорт? Нет. Почему?
Воспитатель: - А кто же управляет транспортом?- придумайте слово – рифму:
.Самолётом правит-… (лётчик),
Трактор водит-… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Подъемный кран-… (крановщик)
Кто всё знает – молодец!
Физкультурная пауза. «Раз, два, три – машину покажи»
Изображение транспорта (Самосвал, вертолет, каток, подъемный кран...)
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться составлять загадки о транспорте специального назначения и Рифмоплёта научим. Слушай Рифмоплёт внимательно и запоминай.
Выставить на доску картинку (перевернутую изображением вниз).
Воспитатель: - Что это?
- Какой транспорт у меня на картинке?
Рассуждения детей.
- Я загадала вам загадку, вы можете ее отгадать? Нет.
- Почему?
Дети выдвигают свои версии.
Воспитатель: -У нас есть карточки помощники (символы).
Моделирование.
Правило: Составляя загадку нужно не называя транспорт описать его: Рассказать о способе передвижения, назвать особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта) которая свойственна только ему, рассказать о назначение транспорта. В конце задается вопрос.
Придумывание загадок можно проводить и в форме игры: «Да — нет».
Это наземный транспорт, водный, воздушный транспорт?
У этой машины есть кузов, штурвал, бак с водой...
Она поливает, спасает, спешит на помощь...
Это... машина?
Трудно было догадаться? Составляют загадку все вместе.
Рифмоплёт: Понял, я все понял. Можно я загадаю загадку?
Это ледокол, он колет толстые льды и проводит корабли. Что это?
Воспитатель: - Ребята, правильно Рифмоплёт составил загадку?
- Где ошибка?
- Помогите Рифмоплёту исправить ее.
Физкультминутка.
По улице мчатся машины: Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые,
Фырчат легковые,Торопятся, мчатся, Как будто живые.
Воспитатель: - Посмотрите на картинки и попытайтесь сочинить свою загадку.
Поможет вам карта — подсказка (модель).
Составление загадок детьми. 4-5 загадок.
Например:Дети: - Эта машина работает на стройке. У него есть длинная стрела. Он поднимает на этажи, кирпичи, панели. Может разгружать и погружать тяжелые грузы. Что это? Подъемный кран.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку в стихотворной форме:
Поднимает великан Груды груза к облакам. Там, где встанет он, потом Вырастает новый дом. Подъемный кран.
Дети: - Это наземный транспорт. Этой машине, освобождают дорогу на улице все остальные машины, на кузове изображен красный крест. Машина спешит на помощь больному. Что это? Скорая помощь.
Воспитатель: А теперь моя загадка: Вот с крестом машина мчится, Обгоняя всех, в больницу. (Скорая помощь) 
Дети: - Эта машина большая, красного цвета. У нее есть раздвижная лестница, бак с водой, длинные шланги. Она тушит пожары. Что это? Пожарная машина.
Воспитатель: И про эту машину у меня есть загадка, послушайте: Полыхает дом. Кошмар!Укротит она пожар.(Пожарная машина) 
Рифмоплёт: Можно я загадаю свою загадку? - Это машина. У нее есть руль, фары, кабина, бак. Что это?
Воспитатель: - Ребята, мы можем точно определить, какой это транспорт? Почему? Где ошибся Рифмоплёт?
Рифмоплёт: - Простите, я забыл сказать, она перевозит бензин. Что это?
Воспитатель: - Молодец, Рифмоплёт, сам исправил, уточнил. За это я и твоей машине подарю загадку в стихах:
Силач на четырех ногах, 
Носит бочку на плечах
Носит обувь из резины И питается бензином.
(Бензовоз)
Рифмоплёт: Мне очень понравились загадки в стихах. Давайте придумаем загадку все вместе про полицейскую машину!
В: Хорошо, Рифмоплет. Я предлагаю тебе тогда поиграть в игру «Продолжалка».
Игра «Продолжалка»
 В: - Я буду читать стихотворную строку, а вы продолжите дальше в рифму.
- Эта машина замигает синим глазом
…………………………………………….
Дети: И за нарушителем помчится сразу (придумывание рифмы детьми)
( Полицейская машина)
Воспитатель: Ребята, а птица Рифмоплёт принесла вам веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти слово-рифму, поможем ей?
Налили бензину
Завели …(машину)
Сели мы в машину
Зашуршали…( шины)
Опустела мостовая
И уехали…(трамваи)
Нажимаю на педаль
И машина мчится…(в даль)
Вот бежит поднявши пыль
По шоссе…(автомобиль)
Итог.
В: Ребята, чья загадка понравилась вам больше всего, почему? Рассуждения детей.
Рифмоплёт: Спасибо, ребята, я очень много узнал о транспорте специального назначения. Теперь пойду и поделюсь своими знаниями со своими друзьями - малышами и малышками из Цветочного города, научу их придумывать загадки. Спасибо! До свидания!

Литература.
1.Грехова, И.П. Стихосложение как форма развития детской речи/И.П. Грехова.- М.;ТЦ Сфера, 2008 г
2. Азова, О.И.Чтение с увлечением. Читаем слова с прямыми и обратными словами/О.И.Азова – М.; ТЦ Сфера, 2009 г.
3. Комарова, С.В. РОСТ: речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников 3-4 лет/С.В. Комарова. – М.; ТЦ Сфера, 2011 г.
4. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников/ Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004 г.
5. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи речи детей 6-7 лет/Т.А. Ладыженская.- СПб.: Союз, 1979 г.
6. Лира, Т.А.Заучивание стихотворений с использованием моделей/Т.А. Лира. – М.; Просвещение, 2008 г.
7. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)/Т.А. Сидорчук.- М.; ТЦ Сфера, 2004 г.
8. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи/О.С. Ушакова. – М.; ТЦ Сфера, 2012 г.
9. Шлегер, Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми/Л.К. Шлегер. – СПб.: Союз, 2008 г.