Конспект урока по литературному чтению Природа для поэта — любимая и живая УМК ПНШ


ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Ю.Коваль «Три сойки», И.Пивоварова «Репетиция», А.Дюрер «Заяц»
Цель деятельности учителя: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, создать условия для развития умений ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, находить средства сравнения, работать с иллюстрациями
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: научиться ориентироваться в тексте; выделять средства художественной выразительности; находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц; работать с иллюстрациями; изучать фрагмент с помощью лупы; получит возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов
личностные: использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении произведений о родной природе, ощущать себя частью природы
Методы и приемы работы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, беседа; самостоятельная работа, работа в паре и группе, с разными источниками информации.
Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение», ч.2 (с.106-109)+ интерактивная форма учебника, тетрадь для самостоятельной работы №2 (с.26-27)+ интерактивная форма тетради, ПК, интерактивная доска Smart Board, презентация Power Point Presentation, видео- и аудиофайлы , листы для самостоятельной работы в паре, конверты для работы в группе, лупа, портреты писателей, репродукции картин А.Дюрера, изображение чудо-дерева, силуэты птиц разных цветов
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимодействияУУД Форма контроля
1 2 3 4 5 6 7
I. Организация учебной деятельности Приветствие. Организация своего рабочего места - Ребята, сегодня у нас гости, поприветствуем их. Посмотрите на свою парту. Все ли в порядке? Начинаем урок.
Слайд 1 Приветствуют гостей. Проверяют свою готовность. Фронтальная Регулятивные: оценивают свою готовность к уроку
Личностные: осознают свою роль в учебном процессе Наблюдение
II. Речевая разминка Речевая разминка в игровой форме Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста)
Слайд 2
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:
Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки Выполняют речевую зарядку. Фронтальная Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Наблюдение. Устные ответы
III. Актуализация знаний УУД. Проверка домашнего задания Повторение названия изучаемого раздела. Игра «Кто играет в прятки?». Чтение текста домашнего задания - Как называется глава, в которой мы работаем? («Природа для поэта – любимая и живая»)
- Объясните значение слова «природа» (Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир; это окружающий нас мир во всех его проявлениях).
Слайд 3
- Среди набора букв найдите и прочитайте слова, узнайте, кто играет в прятки( кузнечик, паук, белка, мышка).
- В каком стихотворении встречались эти животные? (Л.Яхнин «Музыка леса»)
- Прочитайте выразительно по частям.
- Какое открытие сделал герой этого стихотворения? (об этом говорится в последней части стихотворения:Я думал, что средь бела дня,
Один в лесу бродил.
Но целый мир вокруг меня
Летал,
Трудился,
Жил.)- Какой вывод сформулируем? ( герой обнаружил, что он в лесу не одни, что вокруг него – целый мир).
- Мог ли такое открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? (такое открытие мог сделать только наблюдательный, любящий природу человек. То, что лирический герой стихотворения именно такой, подтверждает его чуткость к лесным звукам – он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей), его способность замечать то, что не сразу бросается в глаза – он заметил промелькнувшую мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз, он разглядел паучка на паутинке, мышку в норке).Повторяют название раздела. Играют в дидактическую игру. Читают произведение, заданное на дом Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвуют в диалоге. Наблюдение. Устные ответы
IV. Знакомство с темой урока. Постановка цели урока Знакомство с темой урока. Постановка учебной задачи Слайд 6
На доске записана дата и тема урока: Ю.Коваль «Три сойки», И.Пивоварова «Репетиция», А.Дюрер «Заяц»
- Прочитайте название темы урока.
- Что в названии темы вам знакомо? ( авторы Ю.Коваль и И.Пивоварова, имя художника Дюрера).
Постановка проблемы:
- Что мы не можем пока объяснить в названии темы урока? (что общего в произведении Ю.Коваля и И.Пивоваровой, а также в репродукции картины А.Дюрера «Заяц»).
- Почему мы не можем ответить, что общего во всех этих произведениях? ( не читали произведений, не видели репродукции, не знаем их содержание)
- Поставьте цель нашего урока (прочитать произведения, рассмотреть репродукцию, узнать, что общего в этих произведениях) Знакомятся с темой урока. Ставят учебную задачу Фронтальная Познавательные: осознают тему и цель урока.
Личностные: осознают свою причастность к природе.
Коммуникативные: участвуют в диалоге. Наблюдение
V. Первичное восприятие и усвоение нового материала Знакомство с творчеством писателя (подготовленный ученик)
Слайд 7
Юрий Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Во время учебы в Московском педагогическом институте, стал виртуозным гитаристом, а так же получил второй диплом учителя рисования. Сам иллюстрировал свои книги. После института работал учитель русского языка и литературы, истории и рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов. Постепенно начинает работать как художник и литератор (т.е. писатель). Публикует свои стихи и рассказы для детей в журнале «Мурзилка» По его сценариям снято 2 художественных фильма более 10 мультфильмов.
Словарная работа Слайд 8
Объясните значения слов (выписаны на карточки):
Заблуждение -  неправильное, ошибочное мнение о чём-либо
Палевая - бледно-жёлтая, цвета соломы.
Хохолок - торчащий клок волос или перьев (на голове). 
Драть горло – очень громко говорить, петь, кричать.
Первичное чтение произведения Ю.Коваля «Три сойки» подготовленными учениками (уч. с.106-107)
Работа с иллюстрацией (уч. с.107), видеофайлом, вопросы (с.108)
- Тебе приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют» (после первого прочтения благодаря ярким описаниям и сравнениям дети могут себе это представить).
Слайд 9+ видео в слайде
После просмотра видео:
- Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем не соответствует? (внешность и пение соек не соответствуют друг другу, т.к. они имеют очень красивое, яркое оперение, но поют некрасиво, немелодично).
Слайд 10
-Откройте учебник на с.108. Прочитайте, какой прием использует автор для соотнесения внешности сойки и ее голоса (дети читают подсказку Летучей Мыши.Выполняют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения. Соотносят высказанные предположения с прочитанным произведением. Работают с толковым словарем. Фронтальная, индивидуальная Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: работают с дополнительной информацией.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге. Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с информацией. Работа с иллюстрацией к произведению
VI. Применение теоретических положений в условиях решения задач. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи Чтение произведения по «цепочке», выполнение заданий «Подумай»
Слайд 11
Работа в паре
- Обсудите в паре, какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко. Запишите их на листе. (кричать, орать, трещать, драть горло).
- Найди в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель («Когда в лесу кричит сойка – мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору…», «А уж голос, как у граблей, - скрип да хрип…).
-Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследи, какие звуки в них повторяются. (эти слова как раз передают такие резкие сочетания звуков: шишка трется о кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки «скр», «хр»)
Слайд 12
- Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных? (см. подсказку в учебнике с.108)
- Любовью к природе, - говорит Кот.
- Воображением, - говорит Миша.
- А как ты думаешь? (чтобы понимать речь животных, человек должен любить природу и обладать воображением. Заинтересованное, внимательное отношение к природе позволяет услышать голоса зверей птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем говорят животные. )- Тебе понравилось, как Ю.Коваль расшифровал разговор соек? (Ю.Коваль наделен внимательным, любовным взглядом на окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения очень точны и интересны)Слайд 13
* динамическая пауза
Слайд 14
3) Работа в тетради для самостоятельной работы №2 (с.26)
А) Словарная работа
Объясните значение слова «репетиция» (репетиция – предварительное исполнение чего-либо при подготовке к выступлению)
Б) чтение стихотворения учителем под музыкальное сопровождение
- Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.
В) Чтение произведения молча, выполнение заданий:
- Какие строчки напоминают тебе трели певчих птиц? Подчеркни.
- А какое слово слышится поэтессе в птичьих трелях. Обведи.
- Какие 3 строчки стихотворения можно назвать скороговоркой? Закрась желтым карандашом. Отвечают на вопросы с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Определяют тему текста. Фронтальная, индивидуальная, парная Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Регулятивные: определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенные учителем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнить, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; работают в паре: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи). Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы.
VII. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий Слайд 15
- Сходите в Музейный дом (на экран проецируется портрет Дюрера и репродукция картины «Заяц»).
- Найдите зайца, написанного художником А. Дюрером.
- Художник Дюрер писал больше многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться красотой природы.
Слайд 16
Работа в группах
Каждая группа получает конверт с заданием и лупы на каждого из участников, повторяет работы в группе, выбирает докладчика. Во время проверки докладчик свой ответ подтверждает показом фрагментов или отдельных деталей на картине.
Слайд 17
I группа – определите, в какое время года художник писал зайца (обратите внимание на окраску шубки зайца)
У зайца «летняя» - серо-коричневая, пестренькая окраска.
II группа – работа по фрагменту – определите, где художник писал зайца: на улице или в комнате (всмотритесь в зрачок зайца).
В зрачке зайца отражается оконная рама, заяц находится в комнате.
III группа – работа по фрагменту - определите, спокоен заяц или напуган (посмотрите внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.
По тому, как сложены передние лапки, как раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону можно сказать, что заяц находится в состоянии напряжения, что ему неуютно.
IV группа- ответьте, разная ли шерстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пестрая?
Самая короткая и бархатистая – на ушках; на лапках шерсть пожестче; самая пушистая шерсть у зайца на боках, а самая длинная, похожая по окраске на птичье оперение, - на его спинке.
Постановка проблемы.
- Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир природы?
Только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние.
- Как вы думаете, как авторы произведений, которые мы изучаем на уроке относятся к природе (бережно, внимательно, не причиняют природе вреда, берегут её богатства, с любовью наблюдают за природой, живыми существами, видят красоту в простом)
- Почему важно бережно относиться к природе?
(важно сохранять её богатство, сохранять все живое, ведь в природе все взаимосвязано, каждое животное, каждая травинка, приносят пользу в нашем мире, ничего бесполезного в природе нет).
Слайд 18-19
- Можем ли мы стать природе другом? Какой вклад мы вносим для этого? (проект – кормушки).
- Когда человек чувствует себя не царем природы, а её частью, её ребенком, только тогда на земле царит мир и любовь ко всему живому.
Слайд 20
Просмотр видео
- Как вы думаете, можно ли диких животных брать домой? Наверное, это хорошо, ведь дома у нас тепло, уютно, вдоволь еды (нельзя, так как животное должно жить в дикой природе, на воле, потому что они теряют свои умения самостоятельно добывать себе пищу, защищаться)
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведений. Работают с иллюстрацией. Фронтальная, групповая, индивидуальная Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; работают с несколькими источниками информации (учебник, тетрадь для самостоятельной работы, иллюстрацией).
Регулятивные: выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
Коммуникативные: работают в группе, участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы.
Анализ репродукции картины из «Музейного дома»
VIII. Рефлексия деятельности. Обобщение по вопросам. Выработка критериальной базы для оценкирезультатов обучения Итог урока.
Слайд 21
- Какие произведения изучали на уроке? Назовите их авторов.
Вспомните проблему урока «Что объединяет произведения Ю.Коваля, И.Пивоваровой и репродукции картины А.Дюрера «Заяц»?
Эти произведения объединяют то, что их авторы любят мир природы, внимательны, у них богатое воображение.
- Что особенно заинтересовало на уроке? Что взволновало? О чем задумались? Достигли ли мы цели?
2. Рефлексия.
Слайд 22
- У вас на столах силуэты птиц разного цвета. Каждый цвет обозначает определенное настроение.
Красный – мне было интересно;
Желтый – мне было весело;
Синий – я узнал(а) новое;
Коричневый – мне было скучно;
Серый – мне было непонятно. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения.
Личностные: осознают свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: участвуют в диалоге. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание Слайд 23
- Выберите задание, которое считаете наиболее подходящее для вас:
1. прочитать рассказ Ю.Коваля «Три сойки» и нарисовать соек;
2. подготовить пересказ произведения Ю.Коваля «Три сойки»;
3. написать короткий рассказ, о чем еще могут говорить сойки. Записывают задание Фронтальная, дифференцированная Наблюдение