ОРКСЭ честь и достоинство


Урок по основам религиозных культур и светской этики "Честь и достоинство"
Цель урока:
- помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство;
- познакомить с понятиями рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.
Задачи урока:
- раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;

- выйти на размышление о том, что честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
- побудить детей к анализу собственных поступков;
- обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
Идея урока: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (Ф. М. Достоевский)
Оборудование:
разработка презентации “Достоинство и честь”, аудиозаписи произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» , литературные герои, газета «Белебеевские известия» № 24, 2014г, журнал «1000 советов» № 2, 2014г, фото известных общественных деятелей, учебник “Основы светской этики”, стр. 46-47
Ход урока
. Организационный момент.
Добро пожаловать на урок Основ Религиозных Культур и Светской Этики!
Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.
- Перед вами весы нравственности. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.
Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.
– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (ответы детей)
– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)
– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)
– Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.)
– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)
– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)
– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)
– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)
– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)
III. Постановка проблемы.
- Работа с пословицами (на доске)
Береги платье снову, а честь смолоду.
Наша честь с утра до вечера.
Честь окрыляет, бесчестье гнетет.
- Какое слово встречается во всех пословицах? (честь)
- А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?
- На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.
- Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего”
- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)
Тема урока: Честь и Достоинство (тема на доске)
- У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих (разгадывают ребусы)
РЫЦАРЬ
ВОИН
ГРАЖДАНИН
Сегодня на уроке мы рассмотрим рыцарскую, воинскую, гражданскую честь.
Основная часть. И.Н.М
- Как вы понимаете слово «честь»? (ответы детей)
- Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.
Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
- Что такое достоинство? (ответы детей)
Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал “Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни”?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие “достоинство”?
- Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.
Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.
- Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.
- Что значит “безнравственный поступок”?
- Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.
“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”- Почему мама так ответила?
- Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?
Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.
Совершим путешествие в историческое прошлое.
Рыцарская честь.
- Кто такой рыцарь? (ответы детей, показ фото)
Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (работа со словарём Ожегова)
Ры́царь — тяжеловооружённый конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке - самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще.
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот пол тыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят ­
Я не согласен с этим!
- А вы как думаете? (беседа)
Определение рыцарских добродетелей
Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие; Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .Кодекс чести рыцарства. (зачитывают дети)
Благородство в Служении
Скорее Смерть, чем Бесчестье
Смелость в исполнении правил
Уважение ко всем достойным людям
Презрение к подлецам
Защита невиновныхНаказание преступников
Учтивость ко всем женщинам
Битва - мерило мужественности
- Так какими же качествами должен обладать рыцарь? В чем состояла его честь?
ВЫВОД: Рыцарская честь состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)
Воинская честь.
- Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)
Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)
В твоей душе нет места страху,
В твоей душе нет места злу,
В сердце твоем лишь безупречность
Не дает вольности уму
И не допустишь ты страданья,
И ты не дашь себя жалеть,
Ты выполняешь все желанья
И заставляешь сердца петь
Без важности по миру ты шагаешь
Ведь нечего тебе уж защищать
И видом никого ты не обманешь,
Ничто и никого не будешь попрекать
Ты ценишь в жизни каждое мгновенье
И взглядом красоту ты отыскать
И жизни светлое, великое ученье
Уже давно смог осознать.
Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.
Петр I понимал офицерскую честь как служение Отечеству: "В службе - честь!".
Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)
личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение
Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.
Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.
Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "Неприкосновенность личности офицера.
Преданность войсковому товариществу. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке.
Верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства
Даже в наши дни никто не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.
ВЫВОД: Воинская честь состоит в благородстве, честности, честолюбии, преданности, верности и исполнении долга. (наглядность на доске)
- Какой ритуал существует в военной службе? (Отдание чести.)
- 15 февраля мы отмечали День памяти воинов – интернационалистов, 23 февраля – день Защитников Отечества.
Афганская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)
Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие 620 тысяч человек. Из них 14 453 россиянина убиты или пропали без вести, 2 386 умерли от ран, 4 000 погибли на полях сражений, стали жертвами катастроф и аварий 1739 человек. В эпицентре военных событий оказались 1350 женщин.
За заслуги в Афганской войне награждены 200 000 бойцов.
15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов.
Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Афганистане – Сергей Виноградов, Валерий Фогель, Алик Силибаев, Фидаил Галлиуллин, капитан Ибрагим Тутаев.
Первый печальный «груз 200» был доставлен в Белебей в 1981 году. Сергей Виноградов был смертельно ранен в бою.
«Мы посадили в военном городке ели, – писал Сережа в письме к маме. – Они такие же, как в нашем лесу за городом… Знаешь, мама, кругом знойная пустыня, а саженцы принялись. В свободное от службы время я их поливаю…»
(работа с набором «Воины - интернационалисты»)
Чеченская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)
Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Чечне – Афанасьев Роман, Ахмадиев Разим, Багаутдинов Ринат, Денисов Эдуард, Нафиков Баян, Назаров Ильшат, Султанов Ринат, Шивкин Александр, Щипакин Виктор.
В Белеебеевском районе почти 700 воинов – интернационалистов, из них 190 – «афганцев», создано общество «Боевое братство».
(просмотр видеоклипа «Синева» группы «Голубые береты»)
- Гражданская честь.
- Кто такой гражданин? (ответы детей, показ фото)
Гражданин —лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией и исполняющее все установленные конституцией обязанности.. (работа со словарём Ожегова)
Гражданин!
В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его,
Чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин!
Нет, не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть и честь,
И родного народа признанье.
Гражданин!
Путь твой пламенно прям
В раскалённости нынешних дней.
Нелегко стать мужчиной,
Гражданином стать – много трудней!
С самого начала своей биологической жизни человек наделяется нематериальными благами: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя. (зачитывают дети)
Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, неповторимостью, характеризую его как личность.
Право на честь, достоинство, деловую репутацию является абсолютным субъективным неимущественным правом. Это право, в случае его нарушения, защищается от любого лица, которое его нарушает. И оно прописано в «Гражданском кодексе Российской Федерации». Свое право на защиту чести мы можем отстаивать в суде.
ВЫВОД: Гражданская честь включает в себя совесть, уважение к родному народу, честность, уважение к людям. (наглядность на доске)
- В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. (просмотр мультфильма)
- Как вы оцениваете его поступок? (ответы детей)
- В феврале 2014 года наша страна проводила Олимпиаду в Сочи.(беседа, обмен мнениями).
Все наши спортсмены проявили гражданскую честь, защищая интересы нашей страны. Но остановиться подробнее мне хотелось на паралимпийских играх, к ним проявляют чуть меньше интереса, но спортсмены – паралимпийцы - это герои своих стран. Один из главных героев нашей сборной – Ирек Зарипов. (фото на доске)
Биография И. Зарипова ( журнал « 100 советов» № 2, 2014г. )
Рефлексия.
- Скажите, изменился ли смысл чести на протяжении всего времени развития человечества? (ответы)
- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? (ответы)
Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.
Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? (ответы детей)
- Вы – будущее России, наша надежда и опора. ( наглядность).
Послушайте стихотворение «10 правил маленького россиянина.»Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
- Какие правила запомнили? А для чего мы вообще знакомимся с такими понятиями, как честь, достоинство?
Подведение итогов урока
В завершение урока притча:
“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”- Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? (ответы детей)
VII. Домашнее задание
Нарисуйте, что для вас означает честь.