Рабочая программа по предмету:Основы духовно-нравственной культуры народов России модуль Мировые религиозные культуры ОС Школа2100





Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Хореография»
Кировского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА
на заседании МО

________________

« » августа 2016 года
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР

_____________________

«___» _________ 2016 года
УТВЕРЖДЕНА
директор ГБОУ СОШ № 654

______________________

«___» _________ 2016 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»


класс: 4
учитель: Волкова Наталья Кирилловна

2016 - 2017 учебный год


Пояснительная записка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:
Конституция Российской Федерации (ст. 28);
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
«О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (No МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;
Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии» (No 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.
Рабочая программа курса « ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ» для 4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Н.Р. Богданова, В.В. Добровольского, С. М. Юдиной образовательной системы «Школа 2100».

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).

Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Требования к предметным результатам
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.
Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
о мировых религиях;
об основателях религий мира,
о священных книгах религий мира;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание программы
Как работать с учебником- 1 ч
Зачем мы будем учиться ?Как мы будем учиться?
Знакомство учащихся с целями и принципами работы по данному учебнику.
Глава 1.Роль религии в культуре человечества-5час.
Что религия дает современному человеку? Мораль и нравственность. Граница между добром и злом. Вековая мудрость религий. Понятие ГРЕХА и его значение в религиях мира. Право и ответственность выбора человека. Разница между религиозной и светской культурой.
Слова и дела людей с точки зрения их религий.
Глава 2. История религий - 9 час.
История появления первобытных верований.
Языческие религии земледельцев и скотоводов.Религииспасения и их отличие от языческих религий.
Буддизм: избавление от страданий.
Иудаизм: возвращение утраченной связи с богом.
Христианство:вера в спасение души.
Ислам: нет бога, кроме Аллаха.
Уважение к традициям и обрядам разных религий, понимание их смысла, причин возникновения. Общие черты и значение в жизни людей.
Урок-презентация-проектов – 2 час.
Глава 3. Жизнь верующего человека-5 час.
Знакомство со священными книгами разных религий(библия, коран, трипитака), основными заповедями и обрядами ,пастырской ролью священнослужителей, храмами и их своеобразием, религиозными праздниками – должно помочь учащимся осознать разницу между особенностями жизни верующих людей разных религий.
Глава 4.Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира-5 час.
Обсуждение значения семьи и семейных ценностей, отношения к труду и учёбе, к понятиям «долг», «свобода», «достоинство» в разных религиях. Как научиться свои и чужие поступки, выстраивать черты своего характера.
Глава 5.Религиозная картина современного мира-6 час.
Свобода совести – главное правило современного мира.
Атеизм.
Сходство и различие главных направлений христианства Православие в современном мире. Особенности ислама в наши дни. Традиции иудаизма с течением времени. Чем буддизм может быть интересен современному человеку?
Многообразие мировых религий, общее и различия в религиозных традициях.
Как научиться понимать чужие поступки, строить своё поведение в различных жизненных ситуациях .
Принципы толерантности в современном мире.
Глава 6. Что хранит многоликую Россию-3 час.
Понятия : отечество, родина, любовь к родине, патриотизм, традиция, многонациональный народ, соотечественник.
Многообразие культур в России.
Подведение итогов изучения всего курса религиозных культур.
Урок-презентация проектов – 2 час.
Итого – 34 час.

Формы и средства контроля
Групповая работа
Работа в парах
Творческие работы учащихся
Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.
Театрализация:
Темы: «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах», «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».

Учебно- тематическое планирование по курсу "ОРКСЭ"

Класс 4



Учитель Волкова Н.К.


Количество часов 34 ч (1 час в неделю)
Планирование составлено на основе программы по учебнику «Мировые религиозные культуры» авторов Н.Р.Богданова, В.В.Добролюбова, С.М.Юдиной
ОС «Школа 2100»



«Мировые религиозные культуры» ( 34 часа)

Уроки

Тема
Число
Материал




часов
в учебнике

1

Введение Как работать с учебником.
1
С. 4–22



Тема 1. Роль религии в культуре человечества
5


2-3

Два взгляда на один мир
2
§ 1–2

4-5

Разные религии и общий вопрос добра и зла
2
§ 3–4

6

Обобщающий урок
1




Тема 2. История религий
9


7-8

Как появились религии?
2
§ 5–6

9

Буддизм: избавление от страданий
1
§ 7

10

Иудаизм: возвращение утраченной связи с Богом
1
§ 8

11

Христианство: вера в спасение души
1
§ 9

12

Ислам: нет бога, кроме Аллаха
1
§ 10

13

Обобщающий урок
1


14

Урок – презентация проектов
1


15

Урок – презентация проектов
1




Тема 3. Жизнь верующего человека
5


16

Чтение священных книг
1
§ 11

17

Соблюдение заповедей и исполнение обрядов
1
§ 12

18

Помощь священнослужителей
1
§ 13

19

Собрания в священном здании
1
§ 14

20

Религиозные календари и праздники
1
§ 15

Тема 4. Общечеловеческие нравственные ценности
5




в разных религиях мира



21

Семья и семейные ценности в разных религиях
1
§ 16

22

Учёба и труд в разных религиях
1
§ 17

23

Долг, свобода, достоинство в разных религиях
1
§ 18

24

Милосердие и взаимопомощь в разных религиях
1
§ 19–20

25

Честность и справедливость в разных религиях
1
§ 21


Тема 5. Религиозная картина современного мира
6


26

Свобода совести – главное правило современного мира
1
§ 22

27

Христианство сегодня
1
§ 23

28

Ислам сегодня
1
§ 24

29

Иудаизм сегодня
1
§ 25

30

Буддизм сегодня
1
§ 26

31

Религиозные традиции разных народов
1
§ 27



Тема 6. Что хранит многоликую Россию
3


32


Чувство родной страны
1
§28

33-34

Урок – презентация проектов
2

























«Утверждено»








Решением Методического объединения
























Поурочно-тематический план:




Этап обучения
4 класс







Предмет
«Основы мировых религиозных культур»






Название программы
 «Основы религиозных культур и светской этики»




 
 
 
 
 
 
 
 


№ п/п
Тема урока
Кол-во час
Тип /форма урока
Виды и формы контроля
Планируемые результаты обучения
Примечания






Освоение предметных знаний
УУД
Личностные












1 полугодие (1ч*17нед) 17 час

1.
Введение. Как работать с учебником.

.1
Комбинированный.
Беседа, работа с текстом и иллюстрациями

Работа в парах
Рефлексивная самооценка
Умение организовывать свои действия
ставить цель,
планировать работу,
действовать по плану, оценивать результат.
Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



2.
Два взгляда на один мир.
1
Урок изучения нового материала
Что религия дает современному человеку?
Проблемный диалог, работа с текстом и иллюстрациями
Работа в мини-группах
Оценка детьми друг друга под руководством учителя
Восстановление целостного представления о нашей Родине России.
Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.
познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Формирование коммуникативных УУД:
понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;



3.
Два взгляда на один мир
1.
Решение жизненных задач.
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Работа в группах Рефлексивная самооценка
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Структурирование знаний.
Формирование регулятивных УУД:
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;



4.
Разные религии и общий вопрос добра и зла.
1
Проблемный диалог.
Почему верующие люди боятся греха?
Беседа, комментированное чтение.

Работа в парах
Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.


Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных УУД: