Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества Вдохновение(5-7 классы)


ГБОУ РК «Джанкойская санаторная школа-интернат»
Рабочая программа кружка
декоративно-прикладного искусства «Вдохновение»
5-7 классы
(2016-2017 уч.гг.)

Руководитель: Белозерова Елена Ивановна
Пояснительная записка
1.Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Воспитанники детских домов, которые, как известно, имеют специфические особенности развития по так называемому депривированному типу (скудное представление об окружающем мире, неразвитое воображение, очень низкий уровень креативности, недостаточная способность к рефлексии и др.), занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с искусством, которое создает особые условия для их личностного становления. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников детских домов. Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности, а в случае с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую функции. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки воспитанников, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.
Народное творчество уникальный мир духовных ценностей - это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному творчеству составляют следующие положения:
- способностью к творчеству обладает каждый ребенок;
- различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;
- творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;
-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.

2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
3. Педагогическая целесообразность программы
Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
В основе программы « Вдохновение » лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Задачи программы:
Воспитательные задачи
создать условия воспитания:
1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
3. проявление творческой активности и самостоятельности;
4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;
5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
Развивающие задачи
способствовать развитию:
1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;
4. навыков по выполнению работы в команде;
5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;
Обучающие задачи
способствовать овладению:
1.знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка, изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой, бисером, лепка, вязание) изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями; 3. технологией обработки различных материалов;
4.системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.
Принципы реализации программы
Программа « Вдохновение » строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания. При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей рисования, математики.Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, проблемно-поисковый, ситуационный. Программа рассчитана на 1 учебный год (102 часа в год, 3 часа в неделю).
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курсаДолжны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Народные художественные промыслы родного края.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.
Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
Работать по шаблону.
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Приобрести навыки работы с лоскутками.
Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству

раздела Название разделов Количество часов
Вводное занятие 1
1 Макраме 9
2 Квиллинг. 11
3 Аппликация из ткани. 10
4 Поделки из кожи. 10
5 Соломка 10
6 Бисероплетение. 9
7 Традиционные народные куклы. 8
8 Пластилиновая живопись 10
9 Работа с природным материалом 10
10 Вышивка бисером. Иконы 15
11 Торцевание 3
Итого: 102
Календарно-тематическое планирование
(102 часа в год, 3 часа в неделю)

п/пТема урока Кол-во часов Дата проведения
Дата
По плану Фактически

Вводное занятие.

1 1 Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.
Раздел 1.Макраме
1
9 2 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. 1 3 Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. 1 4 Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите». 1 5 Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. 1 6 Выполнение цепочки из двойных плоских узлов. 1 7 Выполнение работы «Овальное панно». 1 8 Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов. 1 9 Выполнение плетеного кулона. 1 10 Плетение панно с использованием плоских узлов. 1 Раздел 2.Квиллинг. 11 11 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 12 Основные формы “капля”, “треугольник”.
1 13 Основные формы “долька”, “квадрат”.
1 14 Основные долька”, “квадрат”, прямоугольник”.
1 15 Конструирование из основных форм квиллинга. 1 16 Коллективная работа. 1 17 Композиция из основных форм.
1 18 Композиция из основных форм.
1 19 Изготовление цветов в технике квиллинга. 1 20 Изготовление бахромчатых цветов. 1 21 Коллективная работа. Композиция из цветов.
1 Раздел 3.Аппликация из ткани. 10 22 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. 1 23 Приемы работы с лоскутами. 1 24 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов. 1 25 Подбор лоскутов. 1 26 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. 1 27 Изготовление панно «Весна идёт». Раскрой лоскутов. 1 28 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

1 29 Аппликация из бросового материала. 1 30 Аппликация из пряжи. Подбор рисунка.
1 31 Выполнение аппликации из пряжи. 1 Раздел 4.Поделки из кожи. 10 32 Материалы и инструменты. Способы соединения кожи. 1 33 Цветы из кожи. Ромашка. 1 34 Изготовление деталей розы. Сборка. 1 35 Цветы из кожи. Мак. 1 36 Декоративная бутылка «Розовый куст». Подготовка деталей. 1 37 Приклеивание деталей. Оформление бутылки. 1 38 Декоративная бутылка «Казачий хутор». Подготовка деталей. 1 39 Сборка деталей. Окончательное оформление.
1 40 Декоративная композиция «Улитки». 1 41 Сборка деталей композиции. 1 Раздел 5. Соломка. 10 42 Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. 1 43 Упражнения по окрашиванию соломки. 1 44 Выбор рисунка для панно из соломки. Подготовка соломенных ленточек. 1 45 Подготовка соломенных ленточек. 1 46 Изготовление пластин из соломенных ленточек. 1 47 Перевод рисунка на пластины из соломки. 1 48 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. 1 49 Выполнение образца узора для панно. 1 50 Окончательная отделка панно. 1 51 Оформление панно в рамку. 1 Раздел 6. Бисероплетение. 9 52 Инструменты и материалы. Приемы бисероплетения. 1 53 Изготовление схем листьев и лепестков. различных форм и размеров. 1 54 Плетение способом «скрутка». 1 55 Плетение способом «низание дугами». 1 56 Плетение способом «скрещенные оси». 1 57 Приемы закрепления цветов в сосудах.

1 58 Составление цветочных композиций. 1 59 Плетение браслета. 1 60 Плетение кулона.
1 Раздел 7.Традиционные народные куклы. 4 6 1 История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. 1 62 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня».
1 63 Изготовление сувенира «Домовичок». 1 64 Изготовление куклы «Веснянка». 1 Раздел 8. Пластилиновая живопись 10 65 Тематическая картина ,,Утро,, 1 66 Тематическая картина ,,Закат,, 1 67 Пейзаж 1 68 Пейзаж 1 69 Пейзаж 1 70 Декор бутылки 1 71 Декор вазы 1 72 Рисование на стекле 1 73 Рисование на стекле 1 74 Рисование на стекле 1 Раздел 9. Работа с природным материалом 10 75 Ракушки ,,Забавные рыбки,, 1 76 Желуди, каштаны,,Смешные зверюшки,, 1 77 Семена ,,Цветы,, 1 78 Панно из ракушек 1 79 Панно из семян и круп 1 80 Корзинки из мыла и лент 1 81 Корзинки из мыла и лент 1 82 Шишки ,,Мудрая сова,, 1 83 Картина из перьев 1 84 Пластиковые вилки ,,Веера,, 1 Раздел 10. Вышивка бисером. Иконы 15 85 Икона ,,Умиление,, 1 86 Икона ,,Умиление,, 1 87 Икона ,,Николай чудотворец,, 1 88 Икона ,,Семистрельная,, 1 89 Икона,, Господь вседержитель,, 1 90 Икона ,,Богородица,, 1 91 Икона ,,Казанская,, 1 92 Икона ,,Владимирская,, 1 93 Икона ,,Донская,, 1 94 Икона ,,Пантелеймон целитель,, 1 95 Икона ,.Иерусалимская,, 1 96 Икона ,,Иисус Христос,, 1 97 Икона ,.Неувядаемый цвет,, 1 98 Икона ,,Ангел-хранитель,, 1 99 Икона,, Ангел-хранитель,, 1 Раздел 11. Торцевание 100 Салфетки. ,,Корзина с цветами,, 1 101 Салфетки ,,Африка,, 1 102 Салфетки ,,Южный берег Крыма,, 1
Литература
Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.:«Легпромбытиздат», 1993.
Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
Еременко Т. И. Иголка-волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.
Иванова А. А. Ручное вышивание. «Культура и традиции»,
Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
Скребцова Т.О. Кожа в интерьере: дизайн декоративной посуды.-Ростов н/Д :Феникс, 2006.-170с.
Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001 г.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с.