Презентация Новое качество и содержание образования в условиях реализации ФГОС


Новое качество и содержание образования в условиях реализации ФГОС Современный ученик не похож на своих сверстников недавнего прошлого. Применять старые способы образования и социализации к современным ученикам неэффективно.Существующее содержание образования отражает реалии прошлых лет, а не актуального состояния мира и детей. Проблема: Ребёнок – это будущее, которое обладает объективным существованием в настоящем. Альфред Норт Уайтхэд (1861-1947) Будем исходить из предположения, что будущее – это что угодно, но только не повторение настоящего, и что будущее мыслится нами из недовольства настоящим – в противном случае: зачем оно, будущее, нам вообще?Будущее – отталкиваясь от настоящего Долгие годы образование было ориентировано на применение и использование его прежде всего и главным образом в производстве. И даже там, где никакого производства нет, над людьми довлеет примат производства и идеология производства.Готовя людей к производству и технологии, представители системы образования уверились и в том, что из сырого или даже пустого человеческого материала они готовят образованный (обученный, просвещенный, воспитанный) человеческий продукт. На бытовом уровне: какого человека мы считаем хорошо образованным? «культурного»профессионально грамотногоимеющего «хорошие мозги»инициативного (в своей деятельности) «Европейская формула» хорошего образования: Э (З+М+Л)Этика (Знания+Мышление+Лидерство) В чём нынешний вызов? Какие социально-образовательные практики и программы, направленные на развитие возможностей, компетенций, конкурентоспособности человека должны быть реализованы в его детстве и отрочестве?Какие технологии управления обеспечивают реализацию таких практик и программ? ОП ОУ как ключевой ресурс От производства - к сервису и инфраструктуре Сервисное образование социально ориентировано и готовит человека к стремлению быть максимально полезным людям, в жизни в обществе, где все помогают и обслуживают друг друга, оставаясь при этом личностями, полными собственным достоинством, а не средством других людей. Противоположное сервисному инфраструктурное образование направлено на то, чтобы человек функционально и компетентностно был значительно богаче, чем того требуют обстоятельства и обязательства: это формирует чувство легкости выполнения любых задач и заданий, чувство свободы и непорабощенности заботами и работами, ощущение своих недоиспользуемых способностей и талантов – и чем больше зазор между должным и возможным, тем свободней жизненный простор человека. (Вероятно, такими вышли из Царскосельского лицея его воспитанники, такими ощущали себя инженеры и кадровые военные с дореволюционным образованием, оказавшись в обществе ниже уровня моря). Основная цель (миссия) общего среднего образования способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Не человек для Стандарта,а Стандарт для человека Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Сквозные цели (результаты) ФГОС Инициативность Уверенность в себеПорядочностьПатриотичностьГотовность к жизни в высокотехнологичном обществеГотовность к жизни в конкурентном обществеВовлеченность в исследовательские проектыВовлеченность в творческие занятияВладение технологиями, которые пригодятся в будущемСпособность творчески мыслить и находить нестандартные решенияСпособность изобретать Способность понимать и осваивать новоеСпособность выражать собственные мыслиСпособность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать ихСпособность умело реагировать на разные жизненные ситуацииСпособность формулировать интересы и сознавать возможностиУстановка на продолжение образования в течение всей жизниУкрепление своего здоровья Новый принцип отбора содержания образования и социализации Должен быть изменен концептуальный принцип понимания «содержания образования». СО - это общение учеников и учителей по актуальным вопросам личностного и социокультурного развития ученика – его «человеческого капитала» (самопознание, самореализация, способы освоения - познания и взаимодействия - мира и т.д.). Новое понимание знания Формируется новое понимание «знания». Это не «запомненная информация», а то, что проверено на собственном опыте и осмыслено человеком. В этом смысле знание уникально и в принципе не передаваемо (передавать можно только информацию). Новое качество образования Качество образования измеряется тем, насколько индивидуализированное знание помогает человеку реализовать самого себя под свои цели с учетом своих способностей и возможностей и понимает, какое образование ему нужно. Можно оценить созданные для этого условия и зафиксировать проявления компетентностей в различных ситуациях социокультурного бытия. А степень их развитости пусть оценивает сам человек и общество. Формирующее оценивание Поиск критериев оценки действий Оценка себя и других по разным критериямОценка результата, способа, планаОценка своих возможностей Запрос на экспертную оценку взрослогоОценка прогресса в отношении цели МОЁ образование – ресурс повышения МОЕЙ прибавочной стоимости Повышение моей капитализации: чем я ценен? Для кого? Для чего?Почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке труда, стать носителем редких компетентностей (редкого сочетания компетентностей)Качество образования – в эффективности людей, его получивших Не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум Обретение себя? Выбор себя? Выращивание вместе с учеником его индивидуальной образовательной программы (мысли глобально, действуй локально)Экстремум социализации и социокультурная адаптация Я как цель и средство самого себяЯ как система отношений к природе, обществу и к самому себеОбразование как моя универсальная ценность (Ученик как оценщик качества своего образования = субъект собственной образовательной деятельности) Результаты – индивидуальны, но при оценке качества – сопоставимы Всё разнообразие результатов выпускников ООО может быть сведено к четырем интегральным показателям: 1. Базовый уровень развития критического мышления как ключевой фактор индивидуальной субъектности; 2.Персональная включенность на основе собственного сознательного, социально ответственного выбора в позитивную социально-культурную деятельность 3. Деятельность по сбережению и укреплению собственного здоровья 4. Предпрофильная ориентированность Некоторые выводы:В новой эпохе нельзя однажды научиться (как говорят: получить образование), чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой. Новая эпоха требует высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету, резко осложняя возможности самореализации. Новая эпоха требует еще и нового мироощущения, в том числе, например, ощущения себя и других людей прежде всего как жителей единой планеты, а уже потом как представителей расы, нации, граждан государства или сотрудников организации.Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования — передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остается. Но она дополняется новой функцией — обучению изменению культуры, прогнозированию системных последствий целенаправленных или нецеленаправленных, но неизбежных изменений. Прогнозированию с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий.Это требует значительных изменений средств образования, роли учителя, содержания образования. В новой системе образования учитель будет исполнять другие функции. Первая из них (может быть, не по значимости, а функционально первая) — это диагност. Учитель должен понимать, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, к чему у него в большей степени способности, какие методы обучения для него наиболее адекватны? Все это нужно для того, чтобы выполнить следующую функцию. Ее можно назвать так: инженер-конструктор индивидуального образовательного пути. Третья функция — консультант, необходимая для сопровождения процесса образования ученика. И только четвертая — источник знаний (эксперт).Подстраивая содержание образования под потребности общества мы получаем новую образовательную концепцию.Вместо заучивания фактов — умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни — уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира.