Электронно-образовательный ресурс к уроку математики

Инновационные технологии при обучении математике




Электронно-образовательный ресурс по математике
на тему:
«Реализация методологических основ обучения решению
задач на нахождение объемов многогранников»




Бесхлебная Юлия Вадимовна
учитель математики МБОУ СОШ №3 города Суража





2016 год
Содержание
Введение..3
Пояснительная записка5
Обоснование электронно-образовательного ресурса «Реализация методологических основ обучения решению задач на нахождение объемов многогранников»12
Навигация по электронно-образовательному ресурсу «Реализация методологических основ обучения решению задач на нахождение объемов многогранников».16
Список использованной литературы..17

Введение
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня - и я пойму»
Китайская мудрость
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Вместе с этим в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные Ресурсы (ЭОР) нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни. Исходя из этого, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов[3].
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью инновационных ЭОР. Для ученика-это существенное расширение возможностей самостоятельной работы - заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учеником, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога. Самые эффективные ЭОР – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Используются все виды восприятия; следовательно, развивается мышление и практическая деятельность ученика. ЭОР не заменят учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Применение инновационных образовательных ресурсов - это дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности. Это повышение готовности обучения. Это широкие возможности для организации уроков по математике, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах. Задания становятся полноценными, трехмерными, они отличаются от традиционных. Уроки с использованием Электронно-образовательных ресурсов , являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики [2] .
Активное внедрение и использование инновационных ЭОР в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит - повысит их успеваемость; поднимет уровень профессионализма учителя.



Пояснительная записка

Электронно-Образовательный ресурс «Реализация методологических основ обучения решению задач на нахождение объемов многогранников» предназначен для использования на уроках геометрии в 11 классе при изучении темы: «Объемы многогранников».
Математическое содержание электронно-образовательного
ресурса(ЭОР):
Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный угол, ребром которого является боковое ребро пирамиды равен 2
·.Найдите объем пирамиды[1].
Цели ЭОР:
- формировать знания, умения и навыки нахождения объема пирамиды;
-обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Объемы многогранников» при помощи информационных технологий;
-развивать геометрическую интуицию при решении стереометрической задачи.
Задачи занимают особое место в школьном курсе математики. Известно, что решение задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости. В процессе решения задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений. Решение задач способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умению самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Однако опыт показывает, что задачи - это трудный материал для значительной части школьников.
ЭОР состоит из 14 слайдов.
Слайды 2-3 посвящены «Анализу условия задачи». Анализ условия задачи помогает учащимся выбрать нужную последовательность построения чертежа к задаче. При анализе учитель подводит учащихся сначала к общему построению линейного угла, затем по аналогии линейный угол строится для исходной пирамиды.В соответствии с диалогом анализ условия заканчивается построением пирамиды и обозначением на ней всех данных.
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайды 5-7 посвящены « Поиску способа решения задачи».



Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель слайдов установить зависимость между величинами, о которых идет речь в задаче. Выбрать способ решения задачи и наметить план ее решения.
Поиск способа решения задачи на слайдах ведется аналитически (от вопроса к данным). Слайд 5 заканчивается выбором метода решения задачи
( выбирается алгебраический метод).
На слайде 6 все величины выражаются через неизвестную. Отдельно представлены элементы пирамиды, для более четкого понимания учащимся что есть, а чего не хватает для нахождения искомой величины.
Заканчивается «Поиск способа решения задачи» составлением плана.
Слайды 9-11 посвящены «Оформлению решения задачи». На них отражено полное решение задачи, с записью всех пояснений, в соответствии с намеченным планом.
Слайд 913 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415






Слайд 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 13 - «Подведение итогов».
Цель слайда соотнести полученный результат с намеченной целью, и дать оценку успешности результата, рассмотреть иные способы достижения результата. На слайде подводятся итоги решения задачи и возможность решить задачу другими способами.
В данном ЭОР подробно рассматриваются все этапы решения задачи: анализ условия, поиск способа решения, оформление решения, анализ задачи. Предлагаемые этапы отвечают основным требованиям методики решения задач. Этапы понятны школьникам, содержат в себе последовательность указаний, которые приводят к выполнению шага и обеспечивают возможность получения результата. В процессе работы над этапами решения задачи с учащимися подробно отрабатывается каждое действие в результате диалога. Стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задачи и выделению в ней общих подходов и методов. В результате учащиеся, знакомятся с общей схемой процесса решения задачи, получают систему ориентиров для правильного решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач. Предлагаемый ЭОР дает возможность использовать компьютер при фронтальной работе с классом по решению задачи, что экономит время на уроке. Учащийся без всякой сложности решит задачу с применением предлагаемого ЭОР при индивидуальной работе за компьютером, при дистанционном обучении, при индивидуальной работе дома с другой(подобной) задачей.
















Обоснование электронно-образовательного ресурса «Реализация методологических основ обучения решению задач на нахождение объемов многогранников»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес учащихся. Поэтому я применяю предложенный мной ЭОР в преподавании математики:
-для тестирования качества усвоения материала;
-в тренировочном режиме для отработки простейших умений и навыков после изучения темы;
-в обучающем режиме; при работе со слабыми учащимися, для которых применение компьютера значительно повышает интерес к обучению;
-в режиме дистанционного обучения и самообучения;
-в режиме иллюстрации изучаемого материала.
Предлагаемый ЭОР позволяет:
-продемонстрировать абстрактные понятия и объекты;
-повысить уровень наглядности в ходе решения задач;
-показать учащимся «красоту» геометрических чертежей;
-достичь эффекта быстрой обратной связи;
-изучить и повторить большее количество материала;
-продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы решений;
-достичь оптимального темпа работы учащихся;
-повысить познавательный интерес;
-вести уровневую дифференциацию обучения;
-повысить познавательный интерес;
-смотивировать учащихся использовать домашний ПК для изучения математики.
ЭОР «Реализация методологических основ обучения решению
задач на нахождение объемов многогранников» включает в себя 4 этапа:
1. На первом этапе деятельность учащихся направлена на анализ условия задачи.
Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:
Специальная серия вопросов диалога
-Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче?
-О какой пирамиде идет речь в задаче?
-Как выполняется построение правильной пирамиды?
-Что известно о пирамиде?
-Что требуется найти?
-Какое боковое ребро выберем, чтобы отметить угол 2
·?
-Как строят угол двугранного угла?
-Как это построение будет выглядеть для данной пирамиды ?
Оформление краткой записи с одновременными ответами учащихся, что дает возможность проследить этапы решения задачи.
Подчеркивание в тексте ответов на вопросы, что обеспечивает понимание.
Последовательное построение чертежа в соответствии с ответами учащихся, что дает возможность увидеть все связи.
Нанесение данных на чертеж, что помогает увидеть, каких данных не хватает, чтобы решить задачу.
Использование абстрактного чертежа, для повторения алгоритма построения линейного угла двугранного угла.
Конкретизация алгоритма построения на пирамиде с опорой на абстрактный чертеж, что обеспечивает умение переходить от общего к частному.
2.На втором этапе деятельность учащихся направлена на поиск способа решения задачи.
Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:
Специальная серия вопросов диалога
-С чего начинаем решение задачи алгебраическим методом?
-Если выбрать (ДВС, чтобы составить уравнение, то какое условие выберем? Составьте схему уравнения.
- Что делаем дальше? Что обозначим за неизвестное?( за х)
-х ввели. Что делаем дальше? Какие величины нужны, и можно ли их выразить через х?
-Как найти площадь треугольника ДВС? Можно ли вычислить площадь иначе?
- Что нужно знать чтобы найти S1 ?
-Из какой фигуры можно найти DL?
- Что еще нужно знать чтобы найти DL?
-Из какой фигуры можно найти ДВ?
-Как найти ДВ?
-Вычислите самостоятельно S2 .
-Итак нужные величины выразили через х. Сможем ли теперь
составить уравнение?
-Назовите план решения уравнения
Метод анализа ( рассуждение от требования),что дает возможность наметить последовательность действий.
Диалог сопровождает метод анализа.
Граф-схема поиска, что позволяет увидеть и установить связи между величинами
Вопрос «Как поступаем в таком случае?», который мотивирует выбор алгебраического метода
Дополнительные построения, что позволяет установить связь между данными и искомыми величинами.
Сохранение краткой записи и чертежа, так как они помогают.
Выделение условия, на основе которого составляем уравнение.
Самостоятельное нахождение площади треугольника.
Составление плана решения задачи, дает возможность составить и решить уравнение относительно введенной неизвестной.
3.На третьем этапе деятельность учащихся направлена на оформление решения задачи.
Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:
Поэтапная запись решения в соответствии с составленным планом.
Сохранение способа оформления алгебраического метода решения задачи.
Возможность сравнить своё решение с решением на слайде, откорректировать свои действия, если это необходимо.
4.На четвертом этапе деятельность учащихся направлена на подведение итогов
Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:
Специальная серия вопросов диалога
-Какого типа рассматривалась задача?
-С каких вопросов мы начинали рассуждение?
-Можно ли построить угол двугранного угла другим способом?
-Перечислите возможные варианты и наметьте пути дальнейшего
построения.
-Каким методом решали задачу?
-Какое условие выбрали для составления схемы уравнения?
-Можно ли было, рассуждая подобным образом ,решить задачу другим способом взяв за исходный «прозрачный» треугольник АКС?
-Что для этого нужно сделать?
Диалог направлен на поиск вариантов другого пути решения задачи
Акцент делается на уже примененный способ, начиная с самого начала рассуждений
(за основу берется другой треугольник).
Линейный угол строится вторым способом, что обогащает опыт учащихся.
Навигация по электронно-образовательному ресурсу «Реализация методологических основ обучения решению задач на нахождение объемов многогранников»
Поскольку содержание слайдов включает диалог, то если на экране после представленного вопроса наступает пауза, то это значит, - что ожидается ответ от учащихся.
Список использованной литературы
1.Атанасян Л.С. Учебник для 10-11 классов.Издание:22-е изд.-М.:Просвещение,2015
2. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы/ -СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
3.Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Д.Ф. Изаака( 25 марта 2009 г.)-Орск: Издательство ОГТИ, 2009.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215





·Root Entry