Урок — обобщение по географии Африка 7 класс


МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І - ІІІ СТУПЕНЕЙ № 29
Урок обобщения по теме:
«Африка»
7 Б класс
1588135132080

Провела (30.11.2016)
учитель географии
Лепёхина Т. А.
МАКЕЕВКА - 2016
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме “Африка”.
- проверить уровень усвоения учащимися материала по теме.
- развивать познавательный интерес учащихся.
- формировать межличностные отношения учащихся в процессе работы, используя различные виды деятельности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас.
Опорные знания.
Общая характеристика Африки.
Алгоритм деятельности при проведении обобщения.
Характер деятельности при работе с контрольно-измерительными материалами.
Метапредметные результаты:
Информационные:
Проводить систематизацию и обобщение на основе различных источников информации.
Проводить анализ различных источников географической информации.
Проводить отбор информации, представлять отобранный материал в виде презентации или творческого проекта.
Коммуникативные:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Ход урока
Организационная часть (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Приготовьтесь к уроку. Проверьте, все ли необходимое для урока, лежит на парте. Всё лишнее уберите.
(Звучат африканские мотивы)
Введение(4 мин)
- Сегодня, изучив тему «Африка», мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. И для этого мы совершим увлекательное путешествие по этому удивительному материку.
Сейчас я прочту вам стихотворение, которое нашли ребята 7 А класса, помогите им вспомнить и разместить слова в заданную таблицу по темам (ключевая компетентность: информационная)
А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара
И не несётся в Африке
На санках детвора.
В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там — вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных — целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.
- А теперь вы, по очереди, выйдете к доске и расставите всё на свои места.
(дети выходят к доске и заполняют таблицу)
Географическое положение Рельеф Климат Внутренние воды Растительный и животный мир Страны и народы
Сначала таблица заполняется по содержимому стихотворения, а потом с помощью наводящих вопросов, дополняется сведениями по пройденному материалу, то есть, в каждую колонку записываются дополнительные сведения, соответствующие содержанию ее темы.
- Ребята, в старом атласе я нашла слова, связанные с Африкой, помогите, пожалуйста, распределить их по местам. Географический диктант (ключевая компетентность: информационная)(8 мин)
Будьте внимательны, вопросов всего 10, а вариантов ответов – 15.
1. влк. Килиманджаро
2.Мадагаскар
3. Игольный
5. Бенгальский
6. Сомали
7. Гвинейский
8. Гибралтарский 9. Калимантан
10. Вавилов
11. Ливингстон
12. экватор
13. 22,6 млн. км2
14. 30,3 млн. км215.м. Рас - ЭнгелаВопросы на повторение по теме «Географическое положение Африки»
1. Самый большой остров у берегов Африки.(Мадагаскар)
2. Площадь Африки.(30,3 млн. км2)
 3. Крайняя северная точка. (м. Рас - Энгела)
4.Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется… (влк.Килиманджаро)
 5. Африка почти посередине пересекается …(экватором)
6.От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.(Гибралтарский)
 7.Самый крупный полуостров Африки.(Сомали)
 8.Большой залив Африки — (Гвинейский)
 9.Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса. (Ливингстон)
10. Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы. (Вавилов)
Ответы: 2, 14, 15, 1, 12, 8, 6, 7, 11, 10
А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и напишите: Проверил и свою фамилию.
Теперь поднимите руки те, у кого в итоге получилось 5 баллов, 4 б, 3б, 2 б.
 - Молодцы, ребята! А теперь, послушайте песню Александра Городницкого«Атланты держат небо».
Звучит песня А. Городницкого «Атланты держат небо»(2 мин)
- Какие эмоции вызвала у вас эта песня?
- Сейчас ученик расскажет миф о горной системе Африки, внимательно послушайте и назовите ее. (6 мин)
«Подстрекаемые матерью-землей Геей, поднялись против Зевса и других богов Олимпа ее дети — Титаны и Гиганты. Титаны отламывали скалы и метали их в богов-олимпийцев. Гиганты громоздили одна на другую горы, чтобы добраться до Олимпа и низвергнуть в пропасть верховного небожителя Зевса. Долго продолжалась кровавая схватка, пока не призвал Зевс на помощь Циклопов и Сторуких Великанов. Циклопы выковали ему пламенные молнии. Закипали моря, стонала земля, огонь и дым покрыли весь мир сплошной пеленой. Победили, как известно, олимпийцы. Титаны и Гиганты были сурово наказаны. Их заключили в глубочайшие недра земли, в мрачный Тартар. А титану Атласу, или Атланту, выпало в наказание извечно держать на своих плечах небесный свод, опускающийся к земле за столпами Геракла, на краю света. Таким краем света для древних греков была цепь гор на северо-западе Африки, получившая имя….»(Атлас)
- Еще в античную эпоху появились изображения Атласа, державшего то на плечах, то на голове небесный свод или земной шар. С тех пор изображение земледержца стало одним из символов географии.
- Какие горные системы есть еще на этом материке, покажите на карте.
Дети показывают: Драконовы горы, Капские горы, Атласские горы, влк. Килиманджаро, влк. Камерун, г. Тубкаль, г. Кения.
(ключевая компетентность: информационная)
- А теперь ребята, немножко отдохнем
Физкультминутка: (3 мин)
Я по Африке иду (ходьба на месте)
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягиваются)
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать, (приседают)
Чтобы фиников набрать.
Вот, вельвичия, турист! (руки поочередно вытягивают вперед)
Левый лист, правый лист, (руки в стороны)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон.(кланяются)
Мы прогулку завершили (ходьба)
И за парты поспешили.
- Отдохнули! Садитесь на свои места!
- Мы изучили растительный и животный мир Африки, но нельзя объять необъятное, поэтому ребята подготовили небольшие сообщения из раздела «Это интересно»
- Какие млекопитающие по своей природе холоднокровны? (1 мин)
Не все млекопитающие теплокровны. Голый землекоп — грызун, обитающий в Восточной Африке — холоднокровен. Он имеет ещё одну удивительную особенность — клетки его кожи лишены нейротрансмиттера, который отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Поэтому голые землекопы не чувствуют порезов и ожогов.
Какие животные в момент опасности могут сделать себе когти из подкожных костей? (1 мин)
Африканская лягушка Trichobatrachusrobustus имеет уникальный механизм защиты. В момент опасности её подкожные кости на лапах протыкают кожу и высовываются наружу, словно кошачьи когти. Как происходит обратное «втягивание», пока неизвестно — предположительно, порванная ткань регенерирует, а кости вновь срастаются.
Куда уходят умирать африканские слоны? (1 мин)
Долгое время существовала легенда, будто слоны уходят умирать на таинственные и неприступные слоновьи кладбища. Она возникла потому, что в африканских саваннах и джунглях никто не находил бивни умерших слонов. Только в 20 веке было установлено, что эти бивни съедают африканские дикобразы, стараясь таким образом утолить минеральный голод.
Какие птицы помогают африканцам в борьбе против змей и крыс? (1 мин)
Птицы-секретари приручаются жителями африканских деревень. Они охраняют поселения от змей, а амбары — от крыс.
Африканские двоякодышащие рыбы протоптеры могут несколько месяцев жить вне воды в норах под затвердевшим слоем грязи. Местные жители ходят на рыбалку на протоптеров с лопатами и мотыгами. Выкопанную рыбу они могут снова закапывать около своих домов, и в таком виде протоптеры ещё долго не портятся.
- Ребята, а вот Николай из 7 А знает животных и растения Африки, но не может распределить их по природным зонам, которые здесь зашифрованы. Помогите Николаю определить природные зоны и разместить животных и растения в таблицы с помощью алгоритма (ключевая компетентность: регулятивная)(3 мин)
Окапи, гепард, жираф, гюрза, оленёк, шакал, зебра, ящерица, лисица фенёк, эфа, баобаб, скорпион, голиаф, леопард, шимпанзе. Экваториальный субтропический тропический
- Молодцы!! Теперь Николай будет знать, в каком климатическом поясе обитают эти животные.
- Ребята, а теперь самые активные ученики сегодняшнего урока продемонстрируют нам свое актерское мастерство. Ваша задача: суметь изобразить жестами, без применения слов, животное, предложенное мной.(7 мин)
Слова: Слон, Жираф, Носорог, Гиена, Зебра, Страус, Сахарская Змея, Лемур, Горилла, Розовый Фламинго, Одногорбый Верблюд, Нильский Крокодил, Лисица Фенек.- Молодцы!
- Ребята! Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Мы не равнодушные жители планеты. Вам нужно определить 5 основных экологических проблем Африки. Перед вами карточки со словами и словосочетаниями, работая в учебной паре, сложите из них и назовите эти экологические проблемы (ключевая компетентность: коммуникативная)(6 мин)
Сокращение, пустыни, Асуанской плотины, Наступление, тропических лесов Африки, Дефляция, животных, Строительство, площади, почв, пустыни, Уничтожение, на реке НилОтветы учащихся.
В настоящее время существует 5 основных экологических проблем:
1-я проблема. «Сокращение площади тропических лесов Африки»
2-я проблема. «Дефляция почв»
3-я проблема. «Наступление пустыни»
4-я проблема. «Уничтожение животных Африки»
5-я проблема. «Строительство Асуанской плотины на реке Нил»
Данные проблемы написаны на доске, прикрытые картинками – подсказками. Каждый раз, когда ребенок называет проблему, учитель открывает картинку и дети видят на доске проблему, которую обсуждают с помощью учителя, отвечая на поставленные вопросы.
Вопросы к проблемам:
1-я проблема. «Сокращение площади тропических лесов Африки»
- Какие пути решения существуют, дабы предотвратить подобного рода проблемы?
2-я проблема. «Дефляция почв»
- Что называют дефляцией и для каких природных зон характерна данная проблема?
3-я проблема. «Наступление пустыни»
- В чем актуальность решения и предотвращения этой проблемы, характерной для Африки?
4-я проблема. «Уничтожение животных Африки»
- С какой целью истребляются животные континента и как это предотвратить?
5-я проблема. «Строительство Асуанской плотины на реке Нил»
- Что нарушается в природной экосистеме в результате подобного вмешательства человека в природу?
- Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной после сохранения мира на Земле. Любой природный комплекс – это хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.
- Пришло время подвести итоги, потому что наше путешествие завершено.
Домашнее задание: (1 мин)
Повторить тему «Африка», подготовиться к контрольному тестированию.
Дополнительное творческое задание: «Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке».
Рефлексия (1 мин)
В заключении мы проведем анализ вашей работы на уроке и анализ полученных знаний.
У каждого из вас на парте лежат карточки со значками, обозначение которых написано на обратной стороне, прочтите и оцените свою работу на уроке.
А также у вас лежат капельки красного и синего цвета. Если урок для вас был интересным и вы закрепили свои знания о материке, поднимите красную капельку. Если урок был для вас не интересным, поднимите синюю капельку.
Оглашение отметок.
- Урок закончен! Всем спасибо! До свидания!
«Сокращение площади тропических лесов Африки»
«Наступление пустыни»
Приложения
-270383026924071564559690
428625553720
«Дефляция почв»
129540157099020637501767840-5016512827026676352197101536065623570
«Строительство Асуанской плотины на реке Нил»
«Уничтожение животных Африки»
34366201449705-465455154305
635986790
-3683000365760