Конспект урока обобщения и систематизации знаний по географии для 6 класса по теме Литосфера.

Урок географии. 6 класс
Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера». Викторина «Путешествие в тайны загадочной литосферы».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: игра-викторина.

Цель:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Литосфера». Закрепить практические умения.
Задачи урока:
Повторить изученный материал по теме «Литосфера», закрепить основные термины и понятия, умения работать с географической картой.
Продолжать формирование умений работать с географической картой. Развивать память, мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Осуществлять экологическое воспитание. Учить работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.

Оборудование:
1. Настенная физическая карта полушарий.
2. Настенная физическая карта России.
3. Атласы для 6 класса.
4. Коллекции горных пород и минералов.
5. Презентация с фотографиями гор, равнин, вулканов.
6.Схема строения вулкана
7.Карточки с заданиями.
8. Проектор, ноутбук.

Ход урока.

1. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к уроку, положительный настрой на урок.
Учитель сообщает тему, цели и форму урока. Информирует о правилах игры-викторины.
Урок обобщения Дает нам понять, Что мы умеем И что должны знать.
2. Начало игры-викторины.
Учитель: Викторину начинаем,
Литосферу повторяем!
Время нас совсем не ждёт,
Приготовились, вперёд!
Ждут нас горы и равнины
Скалы, впадины, долины,
Минералы и вулканы
Гейзеры и перевалы!
В коробке из картона, обклеенной рисунками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов и горных пород.

Учитель: Земля устроена хитро Сложней любой игрушки: Внутри находится ЯДРО, Но не ядро от пушки! (А. Усачёв)

Расскажите об особенностях ядра Земли.
(Ответы).
Потом, представьте, МАНТИЯ - Лежит внутри Земли. Но не такая мантия, Что носят короли! (А. Усачёв)
Расскажите об особенностях слоя мантии Земли.
( Ответы).
Потом, наконец, ЗЕМНАЯ КОРА И выбрались мы на поверхность, ура! (А. Усачёв)
Учитель: из чего состоит земная кора?
( Ответы).
Обучающиеся определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение.
Вопросы учителя: 1. Что вы знаете об использовании человеком данных горных пород и минералов?
2. Какие горные породы добывают на территории Смоленской области?
3. Какой вред окружающей природе наносит добыча полезных ископаемых открытым способом?
(Ответы).

Учитель: посмотрите на физическую карту мира.
Неровна поверхность
Нашей планеты:
Тут материк,
А здесь – впадина, где-то.
А формы рельефа в основе одни.
Ответьте, какие бывают они?
(Ответы).
На экране картины гор (презентация).
Учитель: Посмотрите на картины:
Ну, конечно, чудо это! – Вот уже который век, Даже самым жарким летом На её вершине снег!
Учитель: назовите самые высокие горы Земли.
Как горы различаются по высоте?
Как определить по карте высоту гор?
С помощью карты атласа для 6 класса обучающиеся показывают и называют разные по высоте горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, называют принцип деления гор по высоте.

На экране картины равнин (презентация).
Учитель: Покрыты травою луга и долины,
Спокойно лежат перед нами равнины.
Их так называют, дружок, с давних пор,
Ты здесь не отыщешь ни впадин, ни гор.
Учитель: однако, мы знаем, что равнины могут различаться по высоте.
Обучающиеся называют принцип деления равнин по высоте и показывают на карте низменности, возвышенности, плоскогорья.

Учитель: По горам великим в Азии Мы немножечко полазили,
Но теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Льётся красный кипяток Из горы и в городок. По дороге всё сжигает, А потом он застывает

·Учитель: расскажите о строении вулкана.
Обучающиеся по схеме рассказывают о строении вулкана, показывают на карте вулканические горы.

Учитель: А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне «бывал не раз»,
Дайте образный рассказ.
Обучающиеся рассказывают о рельефе дна мирового океана.
Учитель: Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.

62 с.ш. 150 з.д. (г. Мак-Кинли)
31 ю.ш. 75 з.д. (г. Аконкагуа)
3 ю.ш. 38 в.д. (г. Килиманджаро)
29 с.ш. 87 в.д. (г. Джомолунгма)
77 ю.ш. 170 з.д. (вулк. Эребус)
Даны координаты гор на разных материках, чтобы обучающиеся отработали и закрепили умения с помощью карт атласа определять географические координаты.

Учитель: Пришло время для загадок!
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите, лишь, ответы! (обучающиеся на листах бумаги самостоятельно записывают ответы)

Изучать глубины вод,
Помогает .? (Эхолот)

В моей земле богатства скрыты, Она и золото хранит. И рядом с медью малахиты,  Железо, мрамор и (Гранит)

Одну меня - не съешь никогда,    А без меня - не вкусна еда.          (Соль)

У той немаленькой горы 
Характер тихий до поры. Но может так случиться - Взорвётся, задымится (Вулкан)

Вблизи от вулканов бывает порой Природный источник с горячей водой, Что хлещет струёй кипятка вместе с паром. Обычным фонтанам он вовсе не пара. (Гейзер)

Мы шли к ней длинным перевалом, Завал, штурмуя за завалом. Потом карабкались на кручу, Набрав камней в ботинки кучу. И вот взошли на пик, ура! Ты покорилась нам (Гора)

От воды он шире станет
И расти не перестанет.
Яма выросла большая,
Будто постарался маг.
Он полям, садам мешает,
А зовут его... (Овраг)

Проверка ответов на листочках, подсчёт количества набранных баллов.
Учитель: что вы знаете про овраги?
1. Как образуются овраги?
2. Может ли овраг образоваться по вине человека?
3. Как бороться с ростом оврагов?
(Ответы).

Учитель. Следующее состязание нашей игры – викторины: на доске записаны группы слов. Необходимо найти сочетание слов, которые характеризуют понятия по какой-либо одной теме, и определить лишние слова.

Ядро, мантия, впадина, земная кора.
Жерло, дюны, барханы, овраг.
Подошва, склон, вершина, отмель.
Литосфера, гидросфера, минерал, атмосфера.
Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
Гейзер, перевал, гребень, хребет.

Учитель: А сейчас следующее соревнование: «Восхождение на гору». На склонах горы показаны пункты – «остановки». Два участника получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, участник продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине.
Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.
Варианты вопросов участникам соревнования:

Карточка № 1.
Найдите на карте Марианский желоб.
Самая большая плоская равнина?
Самые высокие горы в России?
Где находится вулкан Ключевская Сопка?
Северный Ледовитый океан?

Карточка № 2.
Где находится Амазонская низменность?
Самые низкие горы в России?
Где находится Среднесибирское плоскогорье?
Где находится Балтийское море?
Самые высокие горы нашей планеты?

Учитель: Вот и закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в викторине отличился?

3. Подведение итогов урока игры – викторины, выставление оценок.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15