Устный литературный журнал Книги — юбиляры 2016 года


Устный литературный журнал
«Книги – юбиляры 2016 года».
Цель: - приобщить учащихся к чтению шедевров мировой литературы;
- расширить знания детей о жизни и творчестве писателей;
- воспитывать любовь к книге, чтению.
Страницы журнала.
1-я страница. 180 лет произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (1836)
2-я страница. 170 лет роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо» (1846)
3-я страница. 190 лет со дня первого перевода в России сказок братьев Гримм
(1826)
4-я страница. 200 лет сказке Гофмана «Щелкунчик» (1816).
Библиотекарь. Сегодня и прямо сейчас у нас произойдет встреча с шедеврами мировой литературы. Книгами, о которых пойдет речь, зачитывались многие поколения читателей. Полюбите эти книги и вы. Мысли, заключенные в них, станут вашим капиталом, а мысли, которые возникнут у вас лично, будут как бы процентами к этому капиталу. Они помогут вам воспитать в себе хорошие человеческие качества, выработать в себе свои взгляды на жизнь, людей. Примеривая на себя все прочитанное, вы сделаете шаг к познанию самого себя, своего отношения к окружающему миру. Это поможет вам жить в ладу с собой и миром. Поделись же со мною, книга,
Мыслью мудрою ты своей,
Подари ощущенья мига
Сопричастности жизни всей.
Страница 1-я. А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
1.Пушкин!,. Это блеск, остроумие, обаяние, гениальность, глубина, свобода, значительность. Это имя известно всему миру. Его знают и читают во всех уголках нашей планеты. Среди литературного наследия гения повесть «Капитанская дочка» занимает особое место. Работа над «Капитанской дочкой» была завершена в октябре (19) 1936года. 11ноября 1836 года цензура подписала ее к изданию. Вышла повесть в свет в журнале «Современник» 22 декабря 1836года. До гибели Пушкина оставалось 38 дней…
2. В основе произведения – крестьянское восстание 1773-1775гг. под предводительством Емельяна Пугачева в бескрайних оренбургских степях на берегах реки Яик. Пушкин, долго путешествуя ( с августа по ноябрь) по Уралу, посетив Казань, Оренбург, Уральск, проработав архивные материалы, документы, беседуя со старожилами, воссоздает эпопею грандиозного восстания через судьбы Петра Гринева, Маши Мироновой, Алексея Швабрина и др.
3.Помимо исторического повествования повесть содержит в себе уроки жизненной мудрости, которые помогают читателю в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком. Вот они –крупицы мудрости …
* В любых жизненных обстоятельствах человек должен оставаться человеком, помнить о доброте, благородстве.
* Тяжелые испытания, выпавшие на долю человека, ставят его перед сложным выбором: сохранить честнось, порядочность или поступиться своими принципами, преступая законы морали. Выбор всегда остается за человеком и он показывает истинную сущность его.
* Какие бы трудности ни приготовила для нас судьба, нужно бороться за свое счастье. Нужно уметь доказывать и отстаивать свою дружбу, любовь.
*Самое главное в человеке – его нравственное воспитание, которое должно формироваться с детских лет. Нравственность – показатель человечности.
* Не допустимы жестокость, насилие по отношению к другим людям. Они культивируют ненависть, желание мстить и тогда зло идет по кругу.
* В сложных ситуациях шлифуется характер человека, помогая воспитывать силу воли, терпение, настойчивость, желание преодолевать все трудности.
*Нужно уважать и любить людей, считаться с их честью, не унижать их достоинство.
*Благородство, порядочность, верность своим принципам – вот лучшие человеческие качества. Особенно они украшают мужчину.
1.Из всего выше сказанного можно сделать вывод: автор призывает нас быть личностью, причем личностью думающей. Как и все произведения А.С.Пушкина его повесть «Капитанская дочка» - бессмертна и составляет сокровищницу мудрости.
Библиотекарь. 180 лет читают и перечитывают люди повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», черпая из нее понимание достоинства, чести, доброго имени, незапятнанной репутации, самопожертвования, великодушия.
Страница 2-я. Александр Дюма «Граф Монте-Кристо».
Творчество Александра Дюма – выдающееся явление французской и мировой литературы. Его книги – он создал 647 произведений - входят в круг любимого чтения миллионов читателей во всем мире. Его искрометным талантом, полным блеска, легкости и остроумия восхищались и восхищаются люди разных сословий, возрастов и наций.
Секрет огромного успеха книг Дюма состоит в том, что он создал увлекательные, полные динамики сюжеты произведений. В них историческая правда соединена с изрядной долей вымысла и сделано это так умело, что держит читателя в плену, заставляя его с неослабевающим интересом следить за ходом событий. Покоряют герои Дюма: они жизнелюбивы, наделены неистощимой энергией, молодым задором, отвагой, благородством. Они сильны духом, мужественны, никогда не останавливающиеся на полпути.
Прожил Александр Дюма 68лет (1802-1870). За свою жизнь он много и интенсивно работал. Поражает разнообразие жанров: романы, комедии, новеллы, драмы. Путевые очерки и газетные статьи. Роман «Граф Монте-Кристо» - одно из самых знаменитых произведений писателя. Это роман о действительности, современником которой был сам Дюма. Сюжет романа автор позаимствовал из полицейской хроники. И даже реальные люди послужили прототипом персонажей его романа. Так в «Мемуарах» архивариуса парижской полиции Жака Пеше сообщалось о случае, происшедшем с молодым сапожником Франсуа Пико. Он рассказал своим друзьям, что он намерен жениться на красивой и богатой девушке. Зависть, коварство его друзей заставило их написать донос на Пико, объявив его тайным агентом Людовика XVIII. Пико был арестован и провел в тюрьме семь лет. Там он познакомился с человеком, который, будучи богатым, оставил ему в наследство большое состояние. Выйдя на свободу, Франсуа Пико учинил жестокую расправу над своими бывшими друзьями.
Роман «Граф Монте-Кристо» - классический образец жанра романа-фельетона. Каждая глава романа, показывая жизнь того или иного персонажа, как бы перекидывает мостик к следующей ступени повествования, раскрывая новые грани образа. Таким образом выведены образы Гайде, Мерседес, Дантес, Данглар, Вильфор. Художественная достоверность этих образов просто поражает. Достоверно, с острой иронией изображены картины общественной жизни Парижа: его салонов, нравов, правосудия. Дюма изобличает честолюбие, карьеризм, зависть, подлость, которые теснят в обществе понимание, доброту, милосердие, великодушие, дружбу. И все это ради денег, ради богатства. Дюма видит зло в деньгах, ради которых люди перестают быть людьми, превращаясь в монстров.
Александр Дюма, его литературное наследие – национальное достояние Франции. Он, со слов Виктора Гюго, « оздоравливал и облагораживал умы каким-то радостным и бодрящим светом». Роману «Граф Монте-Кристо» - 170лет. Написанный в 1846году, роман живет, выполняя миссию, которую преследовал Дюма при написании своих книг –«поучать и занимать». Роман «занимает» своей стремительно развивающейся интригой, напряженной композицией, живым, искрометным диалогом. «Поучает» же тем, что дает веру людям в то, что человек с ясным умом и сильной волей, убежденный в своей правоте, может и должен вмешиваться в жизнь, бороться с ложью и злом за идеалы добра и справедливости.
Библиотекарь. Жизненный путь Александра Дюма сложился так, что он не получил никакого образования. Читать и писать его научил местный священник. Сам Александр освоил искусство каллиграфии (красиво писать), которое впоследствии ему очень пригодилось: в 13 лет он уже работал писцом у местного нотариуса в провинциальном городке Вилле-Коттре, в котором он и родился. Как совсем без образования Дюма смог писать такие увлекательные книги? Ответ такой: он очень много читал. Именно чтение книг превратило невежественного юношу в образованного человека. Отработав в канцелярии, он приходил домой и читал-читал… Спал он всего по 3-4 часа. Чтение книг помогло Александру Дюма стать известным и любимым писателем многих поколений. Жизнь Дюма подтверждает истину: кто читает – тот много знает. А также: « Чтение для ума- то же, что физические упражнения для тела».Эти слова принадлежат Джозефу Аддисону и жизнь Дюма подтверждает их достоверность.
Читайте! Из крупинок прочитанного составляются знания.
Страница 3-я. Волшебный мир сказок братьев Гримм.
Библиотекарь. Каждый человек свой жизненный путь как читатель начинал именно со сказок. Сказка – мудрый учитель. Ее любят все: и взрослые, и дети. Любят за доброту, мужество, мудрость, справедливость, трудолюбие. Все сказки всегда имеют счастливое завершение. Именно в этом проявляется неисчерпаемый оптимизм сказок. Какие бы темные силы не противостояли добру, они непременно добром будут побеждены. Сказка – это своеобразный сплав жизненного опыта и мечты, реальности и вымысла.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной,
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Народ родной – ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Да, сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным, друзьям, просто знакомым людям. А те передавали сказку дальше, и шла она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.
Люди. Которые собирали эти сказки, записывали их называются фольклористами. К числу таких людей и относятся братья Гримм – Якоб и Вильгельм. Они были разносторонне одарены и очень трудолюбивы. Крупица за крупицей, проводя кровопотливую и постоянную работу, они создают сборник западноевропейского устного народного творчества.
Родились Якоб и Вильгельм Гримм в Германии в бюргерской семье провинциального городка Штайнау, в котором их отец был городским управителем. Они учились сначала в лицее, затем в университете, в стенах которого и начали свою научную деятельность по сбору литературных памятников немецкой и европейской старины. Здесь они печатают свои первые научные труды. Собирая, сохраняя и обрабатывая литературные памятники – легенды, народные песни, сказки – братья Гримм издают двухтомный сборник «Детские и семейные сказки» (1812 – 1815гг).
Чтобы издавать книги, братья Гримм вынуждены были работать библиотекарями в университете г. Гаттингени, преподавать в Берлинском университете. Воодушевленные идеей сохранения древних устных и письменных памятников литературы, Якоб и Вильгельм путешествуют по Германии с целью записать как можно больше литературных памятников, в которых отображена была душа народа, его национальное сознание.
В этом им помог еще и такой случай. Они познакомились с двумя семьями в городе Кассельске: семья Вильдов и Хассенлфлугов. Именно члены этих семей рассказали братьям Гримм очень много сказок, историй.
Сказки братьев Гримм, как правило, небольшие, читаются просто, учат добру, справедливости, дружбе, благородству. На русский язык сказки братьев Гримм впервые были переведены в 1826 году и вот уже 190 лет их читают дети и взрослые в России. Давайте вспомним и мы эти сказки.
Викторина по сказкам братьев Гримм.
Немецкий город, в котором выступали осел, кот, петух, собака.
( Бремен).
Название сказки, в котором есть цифра 7. (Волк и семеро козлят).
Сколько козлят проглотил волк? (Шесть).
Герой какой сказки был всего с палец? (Мальчик-с-пальчик).
Как мальчик-с-пальчик управился с повозкой? (Залез лошади в ухо и кричал
ей куда ехать).
Из какого материала была сшита шапочка у Красной шапочки? (Бархат).
Волк не съел Красную шапочку, а проглотил. В чем здесь принципиальная разница? (Она в животе волка была цела и невредима).
Почему девочку прозвали Золушкой? (Спала на золе, рядом с печкой).
Сколько дней Золушка тайно ездила на пир? (Три дня).
Отчего туфелька убегающей Золушки осталась на лестнице?
(Лестница была вымазана смолой).
Кто помог Золушке выбрать чечевицу из пепла? ( Два белых голубка, горлица и птички поднебесные…).
Что привез отец Золушке с ярмарки? (Ветку орешника).
Сколько падчериц было у богача? ( Две).
В желудках каких животных побывал мальчик-с-пальчик? (Коровы, волка).
С какой ноги потеряла Золушка туфельку? ( С левой).
Родной язык Бременских музыкантов. (Немецкий).
Что испугало девочку в госпоже Метелице? (Большие зубы).
Как девочка оказалась на дне колодца? (Она уронила в колодец веретено и прыгнула, чтоб его достать).
Какая была основная работа для девочек у госпожи Метелице?
(Взбивать перину и стелить ей постель).
Какие вы еще знаете сказки о мачехе, ее дочке и падчерице?
(12 месяцев, Золушка, Госпожа Метелица и др.)
Страница 4-я. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик».
История жизни Гофмана – это история непрестанной борьбы за закусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кенигсберге, в семье адвоката. С юных лет он проявлял незаурядные способности к искусству, но в семье все мужчины были юристами и Гофман тоже избрал эту стезю. За свою жизнь Гофман проявил себя как превосходный музыкант – композитор, дирижер, певец, как талантливый художник – рисовальщик и декоратор, как выдающийся писатель; но он был также знающим и дельным юристом. Первая литературная публикация Гофмана – эссе «Письмо монаха своему столичному другу» появилась в 1803 году. Перу Гофмана принадлежат такие произведения: «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик и мышиный король», «Мадемуазель де Скюдери», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Повелитель блох» и другие. В них автор, с удивительной прозорливостью разглядев реальные противоречия своего времени, высмеял унылую, тупую бездуховность бюргерско-чиновничьей среды с помощью фантастики и гротеска. Умер Гофман в 1822году.
Сказка «Щелкунчик и мышиный король» наделена светлой, мажорной тональностью и блещет всеми красками неистощимой гофманской фантазии. Сочинял эту сказку Гофман для детей своего друга и опубликрвал ее в 1816году. Сказке этой 200 лет. Будучи романтиком, Гофман уходил от реальной жизни, которая ему казалась беспросветной, скучной и утомительной. И выход из нее есть только, по мнению писателя, один: в музыку, в искусство, в сказку и безумие. У взрослых людей, считал Гофман, мир сделан просто и прагматично. У ребенка более живое восприятие мира, как у поэта, художника. Это очень своеобразное произведение. Оно развивает образное мышление, рождает фантастические мысли, мечты, способствует восприятию многообразия мира. Автор постоянно обращается к читателю и просит его включать свою фантазию, воображение, верить в непостижимое, придуманное. И помогает читателю представить Леденцовый луг с Миндально- Изюмными воротами, , Розовое озеро, Медовую реку, Пряничное село. А с каким интересом дети читают про город Конфетенбург! Ведь кто в детстве не любит конфеты!? А сам Щелкунчик! Нескладный, особенный, удивительный и в тоже время добрый, приветливый. Как и любая сказка, сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» имеет счастливый конец: Щелкунчик побеждает мышиного короля. Добро побеждает зло!
Давайте поиграем в игру «Установите соответствие».
По приметам назовите героя сказки.
1.Впечатлительная (Мари).
2. Советник медицины (Отец Мари и Фрица).
3.Искусник и мастер (Крестный Дроссельмейер).
4.Семиголовый (Мышиный король).
5.Прямолинейный и безжалостный (Фриц).
6. Любимец Мари (Щелкунчик).
7.Мать мышиного короля.(Мышильда).
8. Прирожденная принцесса (Пирлипат).
Библиотекарь.
Ребята, почаще открывайте книги!
И в тот же миг
Много интересного
Узнаете из них.
Хороших книжек много
Написано для вас.
На полках в библиотеках стоят они сейчас.
Я от души желаю вам побольше встреч с интересными книгами.