Национальные виды спорта «Дети Севера».


Национальные виды спорта «Дети Севера».
Наша замечательная традиция – это постоянное участие в соревнованиях по национальным видам спорта игры «Дети Севера». Инициатором проведения этих игр в улусе в 1994 году стала наша Кюсюрская школа. Организаторами и авторами первых игр стали учителя физической культуры Велигура А.С., Жирков И.Р., учителя истории Шамаев С.С., Иванов Ю.Р. Первые игры «Дети Севера» проводились по 9 видам. Чтобы провести их, наша команда под названием «Память» из 9 учащихся (Корякин А.11кл., Бочаров К.,Корякина М., Павлова Н., Протопопов Е., Винокуров И. 10 кл., Степанова Д., Никитин П. 9кл., Павлов П. 8 кл.) и двух руководителей (Шамаев С.С., Жирков И.Р.) прошли более 300 км от наслега Кюсюр до наслега Хара-Улах, т.е. от реки Лена до берегов моря Лаптевых. После проведения игр «Дети Севера» отправились в обратный путь и в День Победы – 9 Мая на участке Эркюллэ встретились с представителями 5 команд. Это были учащиеся Кюсюрской, Хара-Улахской, Быковской, Тиксинской средней школы № 2, а также из школы № 33 г. Якутска, которые тоже совершили лыжный переход из Тикси в Хара-Улах. Здесь было построение, руководители групп поздравили друг друга с успехами. В 1995 году игра была поддержана улусным управлением образования и стала игрой детей всех школ улуса. Вторые игры «Дети Севера» в честь 50-летия Великой Победы состоялись в наслеге Быковский и победителем в них стала команда Хара-Улахской средней школы. Третьи, четвёртые и пятые игры состоялись в п. Тикси. Все школы улуса приняли в них активное участие. Победителем во всех пяти играх в течение 8 лет была команда нашей Кюсюрской школы.
Соревнования проводятся по следующим видам:
Юноши:
национальные прыжки 3 по 3;
национальная борьба «Хапсагай»;
метание аркана на хорей;
метание топора;
прыжки через нарты;
лыжная эстафета;
перетягивание палки;
северный тройной прыжок;
бег на 1500 метров;
«Кырынастыыр»;
«Тутум эргиир» ( вертушка).
Девушки:
национальный прыжок 3 по 3;
северный тройной прыжок;
метание аркана на хорей;
прыжки через нарты;
лыжная эстафета;
«Тутум эргиир» ( ВЕРТУШКА).
Бесспорно, участие в улусных играх «Дети Севера» ещё больше активизировало работу по физическому воспитанию не только в нашей школе, но и в школах улуса, придало большую целенаправленность спортивно-массовой работе с учащимися во внеурочное время. Об улучшении в этом важном разделе работы говорят следующие результаты: в финальных улусных соревнованиях игр «Дети Севера» участники улучшают свои показатели, устанавливают новые рекорды. Всё это свидетельствует о том, что некоторые национальные виды спорта можно из внеурочной работы перенести в учебную программу.В своей школе мы придумали игру «Айыл5а о5ото». В неё входят следующие виды игр:
игра «Невод и рыбак» ( перетягивание алыка);
игра «Запряги оленя»;
соревнование «Пешня»;
игра «Меткий стрелок»( стрельба из пневматической винтовки);
настольная игра «Охотник».
Мы с энтузиазмом поддержали эту идею, потому что считаем, что тяжёлые физические нагрузки, которые выпадают на долю рыбаков и охотников, требуют хорошей физической подготовки. Может быть этим и объясняется то, что многие выпускники не могут найти своего места в этой жизни. Ведь труд рыбака очень тяжёл: летом в течение дня ему необходимо тянуть алыком невод, а зимой он должен продолбить от 40 до 100 лунок для сетей. Оленеводу необходимо иметь быструю реакцию и точный глазомер: не так то просто точно набросить аркан на оленя и быстро запрячь его, этим работникам приходится преодолевать огромные расстояния в течение длительного времени. Охотникам необходимо уметь стрелять по движущейся мишени, преследование и выслеживание зверей требует от них выносливости, осторожности, терпения и умения переносить многие трудности. Поэтому реалии сегодняшнего дня заставили нас задуматься о будущем наших учеников. А проведение этих игр способствует развитию интереса учащихся к занятиям спортом и приобщению к труду и традиционным промыслам народов Крайнего Севера.
Вся работа в нашей школе нацелена на совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Для того, чтобы эти задачи были успешно решены, требуется не только заинтересованность физкультурников, но и постоянная поддержка педагогического коллектива, родителей и общественности. От этого получат обоюдную пользу и школа, и наслег. И конечно, мы не смогли бы провести все наши мероприятия без такой поддержки. Благодаря ей школа имеет неплохие результаты по школе, на уровне улуса. Из года в год растёт количество разрядников. На республиканских соревнованиях а Первых летних Играх по многоборью, по национальным видам спорта наши ученики стали призёрами и чемпионами этих игр:
Бетюнский Николай – призёр среди центральных улусов по национальной борьбе «Хапсагай»;
Павлова Наталья – бронзовый призёр по северному многоборью;
Тогуллахова Ньургуяна – чемпионка по северному многоборью
Спортсмены нашей школы участвовали и в международном турнире на призы А.Медведя в г. Киеве и стали призёрами:
Алексеев Пётр
Шамаев Александр.
В 1999 году наши учащиеся и выпускники участвовали в 16-ых «Играх Олонхо» на приз Василия Манчаары в с. Ытык-Куёль, где призёрами стали:
Птицына Клара – бронзовый призёр по настольным играм «Хамыыска»;
Попова Анастасия – бронзовый призёр среди северных улусов в беге на 3 км;
Трофимов Владимир – бронзовый призёр по метанию аркана;
Никитин Василий – бронзовый призер среди северных улусов в беге на 5 км.
В 2003 году наши выпускники совершили многодневный лыжный переход по маршруту Тикси – Жиганск – Якутск, протяжённостью 1200 км ( 5 категория сложности). Среди них участвовал ученик 10 «б» класса, который занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый юный участник переходов такой сложности.
В 2010 году совершили сверхдальный пешелыжный переход по маршруту: Чурапча – Жиганск – Тикси. А в 2012 году учащиеся совершили лыжный переход из Вилюйска до Тикси руководителем был я.
Мы надеемся, что воспитанники нашей школы в дальнейшем смогут найти себя в наше сложное трудное время, и в этом помогут нацеленность на здоровый образ жизни, хорошая спортивная подготовка, навыки и умения, приобретённые в школе.
Думаем, что они никогда не забудут тех учителей, которые постарались оставить свой след в сердцах своих воспитанников. Они будут помнить всех инициаторов и организаторов всех школьных традиций, а мы будем способствовать этому