Хореография как средство здоровьесбережения

Хореография как средство здоровьесбережения
Шебалова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования,
ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Нижегородская область

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Эта достаточно актуальная тема для разговора во все времена, а в последнее время выходит на первый план.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в современную образовательную систему.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Сохраняя здоровье обучающихся, необходимо свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям.
Универсальное и доступное средство поддерживать своё здоровье – это занятия танцами. Танцы приносят в жизни положительные изменения, улучшают коммуникативность . Практически все специалисты-психологи и просто любители танцев утверждают, что танцы - один из лучших способов восстановления сил и энергетики.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле, можно понимать все технологии, использование которых идёт на пользу здоровья обучающихся. Рассмотрим некоторые приемы, методы и технологии, которые обеспечивают безопасные условия пребывания во время занятий танцами на примере дополнительной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество» в педагогическом колледже.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения.
«Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования.
Согласно расписанию, учащиеся приходят на занятия танцами после того, как провели практически целый день, в основном отсидев за партой, а здесь приходится стоять и очень активно двигаться, испытывать немалые физические нагрузки.
Поэтому одним из аспектов здоровьесберегающей технологии можно назвать санитарно-гигиенические условия занятий: проветренный танцевальный зал, освещенность, чистота помещения. Большую роль играет выбор правильной одежды и обуви для занятий танцами. В ней должно быть комфортно и легко, чтобы ничто не сковывало движений.
Во- вторых, переходный момент от сидячего образа до интенсивных нагрузок - разминка. Она занимает до 15 минут. Сами занятия строятся следующим образом – показ движений и связок, разучивание, отработка. Паузы являются обязательной составной частью занятия.
Психологический комфорт на занятиях
Характерной особенностью общеразвивающей программы дополнительного образования «Хореографический творчество» является достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий. Наличие собственной системы хореографической работы с использованием инновационных приемов и методов обучения: мастер-классов, применение психофизических тренингов дает наилучшие результаты. Цель этого нововведения: создать психологически комфортную обстановку для начинающих заниматься танцами, научится выражать свои эмоции, состояние души посредством танца и музыки, развивать креативность.
Хореографический ансамбль разнороден по своему составу. Одной из трудностей работы руководителя танцевального коллектива является необходимость учета индивидуальных особенностей участников на каждом занятии. Благоприятную комфортную атмосферу призваны создавать психологические тренинги, которые базируются на основе доверия, поддерживают самооценку учащихся, обеспечивают безопасность самораскрытия.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид обучающихся, выходящего из танцевального зала: утомленное, растерянное, недовольное своими результатами или в прекрасном настроении. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками на занятии, создает атмосферу творчества и взаимопонимания, удовлетворение собственным трудом.
Немаловажный момент во время занятий - преобладающее позитивное выражение лица педагога. При подведении итогов занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что удалось, что получилось, понравилось, что показалось интересным. Важно не подавить инициативу, творческий потенциал каждого воспитанника.
Сделаем несколько выводов о пользе танца для здоровья человека:
Улучшение общего физического состояния человека
Улучшение состояния сердца и легких
Увеличение массы и тонуса мышц
Возможность управлять своим весом
Укрепление костей и снижения риска остеопороза
Выработка чёткой координации движений
Придание телу гибкости, ловкости и внутренней силы.
На эмоциональное состояние человека танец влияет следующим образом:
Улучшение эмоционального состояния в целом
Повышение самооценки
Восприятия жизни с совершенно новых положительных сторон
Повышение уверенности в себе и самоуважения
Новые знакомства, социальные связи и перспективы
Хорошая профилактика и способ лечения депрессии.

Как мы видим, занятия танцами являются уникальным способом поддержать здоровье и оставаться в форме, а рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий является необходимым условием для сохранения здоровья учащихся по программе дополнительного образования .

Использованные источники:
1. Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографическое творчество» , Шебалова О.А.
2. Соколова И.Ю., Пужаева Е.З.,, Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.
3. Электронный ресурс доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15