Программа внеурочной деятельности творческого объединения Калейдоскоп (музыка и хореография)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»

ул. Октябрьская, 2, г. Озерск Челябинской обл. 456780
телефон 2–06–75, факс 8 (35130) 2–39–01


Согласовано. Утверждаю.
Зам. директора МБОУ СОШ №38 Директор МБОУ СОШ №38
_____________С.В.Курамов ____________С.И.Васильева
«____»______________2015 г. Приказ №_____________
от «____»______________2015 г.



Программа внеурочной деятельности

Название: Творческое объединение «Калейдоскоп»
Направление: общекультурное

Авторы: Щеголихина Елена Петровна (учитель музыки высшей категории)
Кондрат Татьяна Юрьевна (учитель ритмики высшей категории)






Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 11 лет



Озерск
2015


Пояснительная записка
Настоящее программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
3. Постановления от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Методическими рекомендациями по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Уставом образовательного учреждения.
Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать  творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание, вокально-техническое и хореографическое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит программе творческого объединения «Калейдоскоп» - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к искусству.
Образовательная программа реализуется в общекультурной направленности. Она представлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту и нацелена на формирование практических умений и навыков по двум направлениям: хореография – танцевальный коллектив «Особинки» и вокал - солисты и ансамбли: «Незабудки», «Чародеи», «Талисман», Дуэт «Мгновение».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. На уроках музыки и ритмики нет возможности развить в полном объёме способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении и танцах, более углублённо изучать теоретическую основу. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеурочной деятельности и городских мероприятиях даст возможность обучающимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи музыкально-эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.

Цель данной программы – воспитание гармонично развитой личности, формирование духовной культуры учащихся.
Реализовать поставленную цель поможет решение следующих задач:
развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокального жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
овладение практическими умениями и навыками в разных видах хореографической и музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание  устойчивого   интереса  к   вокальному и хореографическому искусству; эстетического вкуса учащихся; эмоционально-ценностного отношения к искусству; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
формирование потребности радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.


Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Об исключительных возможностях воздействия ритма и музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством. Приобщение к искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей В творческом объединении «Калейдоскоп» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, где каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом исполнении, так и в сольном.   В условиях коллективного исполнения у обучающихся развивается «чувство локтя», доверие к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом исполнении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма обучающихся, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.   При индивидуальном, сольном исполнении усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для законченного номера необходимо не только верно исполнить мелодию, движения, выучить слова, комбинации, также должен быть продуман костюм, скоординированные движения под музыку и общий «образ» художественного номера. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятия вокалом и хореографией развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  
   Образовательная программа творческого объединения «Калейдоскоп» является модифицированной, составлена на основе авторских программ по хореографии (Кондрат Т.Ю.) и вокалу (Щеголихиной Е.П) с учетом методической литературы:
1) Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с.;
2) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы с 1-11 класс (7-18 лет). В творческое объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении хореографического и вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения репертуар, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься и реализовывать творческие способности.
3. Описание места программы по внеурочной деятельности
Программа творческого объединения предполагает работу по двум направлениям: хореография – танцевальный коллектив «Особинки» и вокальный коллектив, состоящий из солистов и трех ансамблей: «Незабудки», «Чародеи», «Талисман».
Творческое объединение «Калейдоскоп» реализует авторские программы по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в НОО (1-4 класс) и ФГОС в ООО (5-7 класс), рассчитанные на 8 часов (4 часа – ритмика, 4 часа – вокал) в НОО, и 5 часов (2 часа – ритмика, 3 часа – вокал) в ООО) в неделю: продолжительностью 45 мин. А также программу вокального и хореографического кружка в основной школе (8-11 класс) (4 часа – ритмика, 3 часа – вокал).
Программа предусматривает три возрастных уровня развития: начальный (1-4 класс), основной (5-7 класс), заключительный (8-11 класс), рассчитана на 11 лет обучения.
Этапы работы по программе   1 этап (начальный)
  1-4 год обучения
  - получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, навыков партерного экзерсиса
- изучение основ вокальной и танцевальной деятельности

  2 этап (основной)
  5-7 год обучения
  - закрепление и совершенствование вокальных и хореографических навыков; сольное и ансамблевое исполнение;
- практический опыт

  3 этап (заключительный)
  8-11 год обучения
  - овладение в совершенстве исполнительским мастерством для реализации сложных синтетических композиций (музыка, хореография, литература)
- усложнение репертуара, творческое воплощение
- дальнейшая профориентация  


Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов: теоретическая музыкально-ритмическая подготовка; практическое освоение, постановочная работа;
концертно - исполнительская деятельность.  
Формы проведения занятий: Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Практические занятия, на которых дети осваивают основы вокала и хореографии, разучивают репертуар.
Другие формы работы: концертная деятельность, участие в разноуровневых конкурсах, фестивалях, смотрах.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительные занятия в форме отчета – концерт - участие в традиционных праздниках школы.
Выездные занятия – выступление на концертных площадках города (концерты, праздники, фестивали, конкурсы).
Социальный проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Ожидаемые результаты и способы проверки  УУД:
 Предполагается, что в конце I уровня обучения обучающиеся должны:    
знать основы грамоты в вокале и хореографии
получить навыки концертной деятельности
  Предполагается, что в конце II уровня обучения обучающиеся должны:
  обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;   испытывать потребность к певческой и танцевальной деятельности.  Предполагается, что в конце III уровня обучения обучающиеся должны:   уметь держаться на сцене;   обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.   петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;  
    Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.  
Способы диагностики и контроля результатов Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.                                                                        
  Диагностика
  Основные параметры
  Период
  Способ

  Первичная   
  степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям
сентябрь, октябрь
  наблюдение


  природные физические данные каждого ребенка




  уровень развития общей культуры ребенка



  Промежуточная   
  высокий уровень исполнения песенного, танцевального произведения
  декабрь
  концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры


степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств




  уровень развития общей культуры ребенка



  Итоговая
  высокий уровень исполнения песенного, танцевального произведения
  май
  концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры


степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств




  уровень развития общей культуры ребенка



 Формы и виды контроля  1 уровень обучения                           
  №
Вид контроля
Сроки выполнения

1.
Входящий контроль. Прослушивание
сентябрь

2.
Зачетное занятие «Основы» 
декабрь

3.
Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня
январь-май

  2 уровень обучения                         
  №
  Вид контроля
  Сроки выполнения

1. 2. 3.
Входящий контроль. Прослушивание
Зачетное занятие: «Постановка» Отчёт творческого объединения «Калейдоскоп» Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня
ноябрь январь,

май в течение года

 3 уровень обучения                         
  №
  Вид контроля
  Сроки выполнения

  1. 2.
  Отчёт Творческого объединения «Калейдоскоп» Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня
  январь, май в течение года   


4. Содержание курса внеурочной деятельности
Вокальное направление
I уровень обучения 1. Вводное занятие Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.  Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального ансамбля «Чародеи». 2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.  Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.    Работа над чистотой интонирования по интервалам.    Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.    2.2 Пение учебно-тренировочного материала:  Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 2.3 Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.    3. Слушание музыки Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.   Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.   4. Музыкальная грамота Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
 II уровень обучения  1. Вводное занятие Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Знакомство с основами музыкальной культуры. 2. Вокально-хоровые работы 2.1 Пение произведения Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления.  Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание.    Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».    Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.    Совершенствование правильного дыхания.    Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.  2.2 Пение учебно-тренировочного материала:  Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.    Ритмические упражнения с пением.    Упражнения для расширения диапазона.  2.3 Пение импровизаций:  Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.    Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.     3. Слушание музыки: Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.   Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.   Понимание настроения и характера произведений.  4. Музыкальная грамота:  Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.   Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.   Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.  III уровень обучения  1. Вводное занятие  Умение владеть голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Профилактика и гигиена голоса.  2. Вокально-хоровые работы  2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Классика – формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.  Современная песня – средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации.    Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато.    Приемы дыхания в произведениях разного характера.    Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа).    Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный период.  2.2 Пение учебно-тренировочного материала:  Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.   2.3 Пение импровизаций   Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.    Коллективное исполнение песен.    Метод сценической импровизации.    Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.   3. Слушание музыки   Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов.   4. Музыкальная грамота  Ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. понятие «пауза». Слушание многоголосных хоровых произведений. Совершенствование понятий «нотная запись», «нотный стан».

Хореографическое направление
Вводные занятия
Познакомить детей с целями и задачами программы, рассказать о костюме для занятий, определить основные правила этики, безопасности и гигиены, провести инструктаж по ТБ.

Музыкально-ритмическая деятельность
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - гру стная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Музыкально-пространственные упражнения. Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские  танцы. Стилизованная народная музыка. Акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс - полный каданс.   Вступительные аккорды. Заключительные аккорды, динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении.

Элементы классического танца
Позиции и положение ног и рук. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине).
Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).
Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.
Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер бы строй польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.
Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер  4/4, сочетание плавного и четкого темпов.
Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу).
Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым по строением. Размер 2/4, темп модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад).
Рон де жамб партер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.
Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп модерато).
Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок одной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте.
Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато.
Шанжман де пье - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро.

Элементы народно-сценического танца
Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.
 Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.
Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная до рожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.
Элементы стилизованного танца.  Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.
Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)
  Практическая работа: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полупрседании на одной ноге. Русский стилизованный танец «Лети,лето.»  Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели». Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.

 Элементы эстрадного танца.
Раздел включает в себя множество танцевальных стилей и направлений. Знакомство не только с лексикой музыкально-танцевальных стилей, но и изучение их бытовой направленности. Предполагаемый перечень не исключает возможность знакомиться и с другими танцами 20-21 в. Также можно варьировать от построения простых комбинаций до развития сюжетной линии в танцевальных композициях
«Ретро» - используются движения «чарльстон» в чистом виде, с переступанием и с поворотами, шаги на полупальцах, повороты в три шага с выпадом в сторону, пружинящие приставные шаги в стороны и вперёд-назад, скользящие выпады, синкопированные прыжки, работа с тростью.
«Рок-н-ролл» - используется основной боковой шаг, боковые прыжки, «кик» вперёд и в сторону, двойной «кик», основные фоллэвей движения («джайв»), смена места справа налево и обратно, смена рук за спиной, соло поворот под рукой и совместный поворот, несложные трюковые связки.
«Канкан» - используются шаги с продвижением вперёд на полупальцах, косичка, мелкий галоп, бег с высоким подъёмом колена, большие броски ногой вперёд и в сторону, перекидные прыжки по одному и в паре, «пике»
«Латина» - моделируются и стилизуются движения танцев «Самба», «Мамба», «Ламбада».
Современная пластика - материал этого раздела даётся в ознакомительном формате. Невозможно всецело охватить систему, которая многообразна и имеет большое число школ и направлений. Уделяется внимание основным разделам, которыми пользуются педагоги в изучении техники модерн-джаз танца.

Партерная гимнастика
Большое разнообразие физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организацию ребёнка, способствовать развитию двигательного аппарата и оснащать его двигательными навыками. Упражнения применяются в качестве корригирующих, а также повышающих тонус утомлённых мышц, восстанавливающих работоспособность и двигательные функции.
Стрейчинг, упражнения на координацию и баланс, элементы асимметричной   гимнастики. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижного локтевого сустава, на укрепление мышц брюшного пресса, для развития гибкости плечевого и поясного суставов, на улучшение гибкости позвоночника, улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц, для развития паховой выворотности и развития танцевального шага.

Постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.
Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.


5. Информационно - методическое обеспечение
   оборудованный кабинет музыки: электронное фортепиано, синтезатор, магнитофон, ноутбук, телевизор, принтер-сканер, микшерский пульт, колонки, микрофоны, коллекция музыкальных произведений в СД записи, флешкарта; комплект детских музыкальных инструментов, учебно-методические пособия;
оборудованный кабинет хореографии: кабинет с зеркалами, акустическая система, DVD, телевизор, коллекция музыкальных произведений в СД записи, флешкарта, учебно-методические пособия;
сценическая площадка с оборудованным местом звукооператора: ноутбук, усилитель, микшерский пульт, колонки, микрофоны, стойки, проектор, осветительное устройство
помещение для костюмов: коллекция костюмов, реквизит

Список литературы, рекомендованный для педагогов:    1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.  2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.  3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.  4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004  5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997  6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.  7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.    8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.  9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Шереметьев В.А. «Хоровое пение».
 11. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. М, 2000.  12. Юссон Рауль Певческий голос. М., 1998.
Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1973. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: издательство «Рольф», 2003.
Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.
Буртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
 Список литературы, рекомендованный для детей     1. Володин Н. Энциклопедия для детей. М., 1998  2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. М., 1993.  3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. 1996.  4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. Т., 2003.  6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Примерный репертуарный план Программы выступлений творческого объединения «Калейдоскоп»
23 февраля Концерт в воинской части
песня «Здравствуй, небо в облаках» - вок.ансамбль «Талисман»
песня «Дорога к солнцу» вок.ансамбль «Чародеи»
песня «Россия» - Просяник Григорий
песня «Орфей» - Дуэт «Мгновение»
песня «Проиграла войну» - Аввакумова Дарья
песня «Возвращайся домой»
танец «Восточный»
песня «Мир без тебя» - Фролова Оксана
танец «Эх, разлука» - Трухманова Юлия
песня «Я буду жить» - Быкова Александра
финал «Исправим мир»
День учителя
песня «Про озорного мышонка» - вок. ансамбль «Незабудки» 1-2 класс
песня «Ангелы добра» - Симакова Анна 4 класс
танец «Вот оно какое наше лето» - танц. коллектив «Особинки» 4 класс
песня «Разукрасим все планеты» - ансамбль «Чародеи» 5-6 класс
танец «Три желания» танц.коллектив «Особинки» 6 класс
песня «Красная шапочка» вок.ансамбль «Незабудки» 3-4 класс
танец «Козочка» - танц.коллектив «Особинки» младш.гр. 3 класс
песня «В горнице моей светло» - вок.ансамбль «Талисман»
танец «Иван Купала» - танц.коллектив «Особинки» старш.гр.7 класс
песня «Прованс» Аввакумова Дарья 10 класс
финал песня – танец «Хорошее настроение»

Концерт для самых любимых «Весны очарованье»
«Дин-Дон» 1 класс
Танец «Ниточка»
«Песенка про бабушку» - 2 класс
«Джаз» - Симакова Анна
«Посвящение» - Просяник Григорий
Танец «Испанский» - Копылова Наталья, Халимуллина Александра
«Ромашка» - дуэт «Мгновение»
«Далеко от мамы» - «Чародеи»
«Разные» - ансамбль «Талисман»
Танец «Иван Купала»»
Финал «Реальная жизнь»
День учителя
Песня «Все О'кей» - «Незабудки» - 3 класс
Танец «Дружба» - «Особинки» 5 класс
Песня «Носа» - «Незабудки» -2 класс
Танец «Белоруссия» - «Особинки» 4 класс
Песня «Мы маленькие дети» - «Чародеи» - 5-6 класс
Танец «Мани-мани» - 10 класс
Песня «Вместе с нами» - «Чародеи» - 7 класс
Танец «Шляпы» - 11 класс
Песня «Ромашка» - Дуэт «Мгновение»
Песня «Пидманула, пидвела» - «Талисман»
Танец «Весна» - Особинки» 8 класс
Песня «О, боже, какой Учитель!» - «Талисман»
Финал песня-танец «Вместе» - 11 класс
15