Рабочая программа дополнительного образования детей по художественной направленности Хореография


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – искусство, любимое детьми и работать с ними значит ежедневно отдавать ребёнку жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного, раскрыть потенциальные возможности подрастающего человека, формировать его физические и духовные качества.
Комплексная образовательная программа «Основы хореографической грамоты» даёт возможность реализоваться в разных областях танцевальной деятельности всем детям. Данная программа реализует художественно-эстетическую направленность. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Актуальность – заключается в сохранение и укрепление здоровья детей через занятия хореографией . И интересе детей и их родителей к занятиию  хореографией . Эти занятия позволяют раскрыть их индивидуальные творческие способности, привить навыки концертных выступлений, способствуют положительной самооценке. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.
Новизной образовательной программы  является целостный, комплексный подход в определении целей и задач обучения и воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению ребёнка. Данная программа направлена на создание целостной культурно-эстетической среды для успешного развития ребенка. Под культурно-эстетической средой понимается совокупность следующих условий организации жизнедеятельности обучающихся:
· предложение различных видов деятельности: танца, игры, познания, общения для творческого самовыражения;  
· приоритет духовно-нравственных ценностей в организации образовательного процесса и творческой жизни детей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель программы:   
Обучить  детей основам хореографии.
Сформировать навыки  выполнения танцевальных упражнений.
Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
 Задачи:
Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.
Научить выразительности и пластичности движений.
Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу.
Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
Воспитать музыкальный вкус и любовь  к искусству танца.
Обучающие задачи:
изучить приветствия, познакомить с позициями ног I, II и VI, положениями рук в танцах и упражнениях. Дать основы выполнения упражнений на дыхание.
ознакомить с понятиями «импровизация», «пластические этюды».
начать изучение элементов русского танца.
Воспитательные:
воспитывать интерес к самому процессу движения под музыку;
познакомить с танцевальным этикетом.
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим (дружелюбие, вежливость).
воспитывать потребность в самоорганизации (аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость).
Развивающие:
развивать эмоциональный мир, чувство ритма, музыкальность.
развивать двигательные функций (выворотность ног, гибкость тела, шага, прыжка и других).
развивать первоначальные навыки координации движений в различных видах шагов и бега, в упражнениях на полу, на середине зала, а также формирование музыкально-ритмической координации движений.
вырабатывать правильную позу тела(осанки), то есть постановка корпуса (туловища), ног, рук, головы, обеспечивающая ученику устойчивость в подготовительных упражнениях (в различных видах шагов и бега).
развивать выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ; музыкальность; разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения; способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций; освоение отдельных видов движений, объединение их в композицию; умение координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются  в том, что при создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном происходит через подражательные игры. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
«Я учитель танцев»
«Я балетмейстер-постановщик»
Творческие ситуации разыгрываются как при индивидуальной, так и при коллективной работе.
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
Дети формируются в группы по возрастным особенностям:
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на четыре года. Особенное внимание уделяется детям младших  групп. Делается акцент на партерном экзерсисе. В первый год занятий педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда  для усвоения основ танцевальной деятельности. 
Основное содержание цикла занятий рассчитано на четыре этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны, этапы соответствуют группам начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбука классического, народно-сценического и эстрадного  танца, что способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над постановками.      Программа дана по годам обучения, в течении которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным четырем разделам:
азбука музыкального движения;
элементы классического танца;
элементы народно-сценического танца;
 элементы эстрадного танца.
дополнительный этап обучения:
творческая деятельность; 2) актерское мастерство.
В основе преподавания азбуки музыкального движения, классического, народного, эстрадного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
      Первый раздел  включает коллективно - порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
     Второй раздел  включает элементы классического и эстрадного танца и упражнения, подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку, способствуют развитию координации движений.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Количество часов в год – 72 часа.
Общее количество часов 72 х 4 = 288 часов.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
Приобрести пластику.
Уметь слушать и выполнять указания педагога во время занятия.  
Владеть понятиями «круг», «шеренга», «линия», «колонна».
Иметь чувство ритма, уметь выполнять хлопки под музыку (на сильную долю).
Знать простейшие хореографические термины («VI позиция», «поклон», «полупальцы»).
Формы подведения итогов реализации комплексной образовательной программы:
Показ - ( демонстрация достижений на отчетных концертах, праздниках, открытых занятиях).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Тема
Количество часов в том числе
всего теория практика
1. Учебно-тренировочная работа 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 -
1.2 Партерная гимнастика 5 - 5
1.3 Развивающие игры 30 2 28
1.4 Азбука музыкального движения 29 3 26
2. Сценическое движение. 2.1 Музыкально-танцевальные игры. 7 2 5
Итого: 72 8 64
2 год обучения
№ п/п Тема Количество часов в том числе
всего теория практика
1. Учебно-тренировочная работа 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 -
1.2 Азбука музыкального движения 31 2 29
1.3 Развивающие игры 22 2 20
1.4  Партерная гимнастика 5 - 5
1.5 Элементы народно-сценического танца 6 2 4
2. Сценическое движение. - 2.1 Музыкально-танцевальные игры. 3 - 3
3. Постановочная и репетиционная работа 4 - 4
Итого: 72 7 65
3  год обучения
№ п/п Тема Количество часов в том числе
теория практика
1. Учебно-тренировочная работа 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 -
1.2 Азбука музыкального движения 34 2 32
1.3 Экзерсис у станка (лицом к станку) 16 3 13
1.4 Элементы народно-сценического танца 9 4 5
1.5 Элементы классического танца 5 2 3
2. Постановочная и репетиционная работа 7 - 7
Итого: 72 12 60
4 год обучения
№ п/п Тема Количество часов в том числе
теория практика
1. Учебно-тренировочная работа 1.1 Вводное занятие. 1 - -
1.2 Азбука музыкального движения 29 2 27
1.3 Экзерсис у станка 17 2 15
1.4 Элементы народного танца 12 2 10
1.5 Элементы классического танца 7 2 5
2. Постановочная и репетиционная работа 6 - 6
Итого: 72 8 64
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.  
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по  технике безопасности.
Содержание материала:  данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Партерная гимнастика.  
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. 
Тема 1.3: Развивающие игры.
Цель: разучивание в игровой форме простейших танцевальных движений: марш, поклон, бег, прыжки.
Содержание материала: рассчитано на развитие музыкальных качеств (чувство ритма, музыкальный слух) – хлопки под музыку; марш, высоко поднимая колени, шаг на полупальцах; на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение) – игры на перестроения; на развитие артистических качеств (этюды на создание образов) – «Медведи», «Лисички», «Мышки», «Лебеди».
Тема 1.4: Азбука музыкального движения.  
Цель:   Понятие осанка. Постановка корпуса. Положение головы. Поклон-приветствие. Позиция ног- VI
Содержание материала:
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком). «Пружинка» - легкое приседание.
Раздел 2. Сценическое движение.
Тема 2.1: Музыкально-танцевальные игры:
Практическая работа: кот и мыши, кто скорее? Карусель, ручеек.
2 год обучения
1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.  
Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о костюме для занятий.
Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения.
Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях. Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие – ритм.  
Содержание материала: Постановка корпуса («Жирафы», «Принцессы»), изучение VI позиции ног; Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх); Движения, укрепляющие мышцы, развивающие гибкость, выворотность, шаг, упражнения на растяжку (наклоны к ногам) – «Бабочка», «Чемоданчик», на гибкость- «Крокодильчик», «Колечко».
Тема 1.3: Развивающие игры.
Цель: в игровой форме развивать и тренировать суставно-связочный аппарат, улучшать эластичность мышц и связок.
Содержание материала:
упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка»; упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», « Гусеница».
Тема 1.4: Партерная гимнастика.  
Цель: Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.
Содержание материала:
«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку. «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
Тема 1.5: Элементы народно-сценического танца.
Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные движения у станка и середине. 
Содержание материала: Упражнение на середине. Положение рук, положения ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. «Гармошка» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно. Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом (мальчики).
Раздел 2. Сценическое движение.
Тема 2.1: Музыкально-танцевальные игры:
Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
Движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
«Топотушки» - притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
3 год обучения
1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.  
Цель:   Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести инструктаж по Т.Б.
Содержание материала:  занятие проводится в форме беседы. Педагог напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых занятиях.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения.
Цель: Научить, слушая музыку определить её темп (устно). Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Содержание материала: Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам. На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
Тема 1.3: Экзерсис у станка.
Цель: Развивать  выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела.
Содержание материала: Постановка корпуса, позиции рук и ног.( I, II, VI). Demi plie, Grand plie, Releve( по VI поз.). Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции.
Тема 1.4: Элементы народно-сценического танца.
Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить народный экзерсис у станка.
Содержание материала: Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону. Батман тандю - в полуприседании на одной ноге. Открытые и закрытые, свободные позиции ног.
Тема 1.5: Элементы классического танца.
Цель: Освоить основные правила движений у станка и на середине зала.
Содержание материала: Выучить простейшие движения вальса.
Раздел 2. Постановочная и репетиционная работа.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
4 год обучения
1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.  
Цель:   Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести инструктаж по Т.Б.
Содержание материала:  занятие проводится в форме беседы.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения.
Цель: Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музыкальность.
Содержание материала: Практические упражнения на развитие музыкальности (осуществляются) непосредственно на уроке классического и народного танца).
Тема 1.3: Экзерсис у станка.
Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.
Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах.
Тема 1.4: Элементы народно-сценического танца.
Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить русский стилизованный танец.
Содержание материала: Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
Практическая работа: повторяются упражнения у станка.
Тема 1.5: Элементы классического танца.
Цель: Освоить основные правила движений у станка и на середине зала.
Содержание материала: Изучение новых этюдов.
Раздел 2. Постановочная и репетиционная работа.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
    Учитывая, что в ДДУ в хореографический кружок приходят дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
    Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиля, грации.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки, мальчики – шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
Барышникова Т., Азбука хореографии: Методические указания.  1996 г.
Ваганова Л.Ф. Основы классического танца. – Л. «Искусство», 1983 г.
Лопухов Л.Д. «Основы характерного танца». - М. «Искусство» 1989 г.
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986.
Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г.