Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Хореография и ритмика»


«Рассмотрено»«Согласованно»«Утверждено»
на заседании пед.Советазам.директора по ВР .директор гимназии №17
Адаптированная
образовательная программа дополнительного образования детей
«Хореография и ритмика»
Руководитель
Аскарова Марина Александровна
МОУ «Татарская гимназия №17 им. Г.Ибрагимова»
Московского района г. Казани
Казань
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Хореография и ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, руководитель кружка, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, обеспечивающие формирование осанки воспитанников, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля. Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
обеспечить эмоциональную разгрузку воспитанников, воспитать культуру эмоций;
обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы-интерната.
Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:
· танцевальные репетиции
· игра
· беседа
· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Группа №1
Регулярность занятий 4.5 часа в неделю, 162 часа в год.
Возраст детей 10-11 лет.
Расписание.
Понедельник 12.50-14.20
Вторник 12.50-14.20
Суббота 15.00-16.30
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/пСодержание занятия Кол-во часов Сроки выполнения
1. Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. 16.5 часов сентябрь
2. Классический тренаж. Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца. 19.5 часов октябрь
3. Гимнастика. Классический тренаж. Разучивания движений танца 18 часов ноябрь
4. Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Снежинок» 18 часов декабрь
5. Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. 16.5 часов январь
6. Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням. 18 часов февраль
7. Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности. 18 часов март
8. Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы. 19.5 часов апрель
9. Участие в праздничных мероприятиях. Классический тренаж. Подготовка к отчетному концерту. 18 часов май
Календарно-тематическое планирование.
№ п/пСодержание занятия Кол-во часов Дата
1. Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми. 1.5ч. 04.09.2014
2. Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. 1.5 ч. 06.09.2014
3. Метроритм, специальные упражнения. 1.5 ч. 08.09.2014
4. Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения. Подготовка ко Дню учителя. 1.5 ч. 11.09.2014
5. Разминка. Упражнения на «квадрате». Подготовка ко Дню учителя. 1.5 ч. 13.09.2014
6. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 15.09.2014
7. Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца «Пираты». Подготовка ко Дню учителя. 1.5 ч. 18.09.2014
8. Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца «Пираты». 1.5 ч. 20.09.2014
9. Построения и перестроения. 1.5 ч. 22.09.2014
10. Разминка. Подготовка ко Дню учителя.
Репетиция танцев включенных в концерт. 1.5 ч. 25.09.2014
11. Репетиция танцев включенных в концерт. 1.5 ч. 27.09.2014
12. Репетиция танцев включенных в концерт. 1.5 ч. 29.09.2014
13. Генеральный прогон танцев ко Дню учителя. 1.5 ч. 02.10.2014
14. Участие коллектива в праздничном концерте, посвящённому Дню учителя. 1.5 ч. 04.10.2014
15. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 06.10.2014
16. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 09.10.2014
17. Разминка. Постановка рук и ног в танце. 1.5 ч. 11.10.2014
18. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 13.10.2014
19. Партерная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 16.10.2014
20.. Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 18.10.2014
21. Построения и перестроения. 1.5 ч. 20.10.2014
22. Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 23.10.2014
23. Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон». Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 25.10.2014
24. Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы. 1.5.ч. 27.10.2014
22. Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Игры с детьми. Разучивание движений современного танца. 1.5 ч. 30.10.2014
25. Ритмический тренаж. ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Пираты». 1.5 ч. 01.11.2014
26. Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца .1.5 ч. 03.11.2014
27. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 08.11.2014
28. Стрейчинг. 1.5 ч. 10.11.2014
29. Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца. 1.5 ч. 13.11.2014
30. Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца. 1.5 ч. 15.11.2014
31. Перестроения. 1.5 ч. 17.11.2014
22. Классический тренаж. Репетиция танца. 1.5 ч. 20.11.2014
33. Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений танца. 1.5 ч. 22.11.2014
34. Синхронность исполнения. 1.5 ч. 24.11.2014
35. Повторение выученных движений и танцев. 1.5 ч. 27.11.2014
36. Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. 1.5 ч. 29.11.2014
37. Выразительность и артистизм исполнения. 1.5 ч. 01.12.2014
38. Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. 1.5 ч. 04.12.2014
39. Ритмика. Партерная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». разучивание движений к танцу «Снежинки». 1.5 ч. 06.12.2014
40. Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки». 1.5 ч. 08.12.2014
41. Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки». 1.5 ч. 11.12.2014
42. Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к новогодним мероприятиям. 1.5 ч. 13.12.2014
43. Отработка разученных движений танца «Снежинки». 1.5 ч. 15.12.2014
44. Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино. 1.5 ч. 18.12.2014
45. Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1.5 ч. 20.12.2014
46. Стрейчинг. Синхронность исполнения. 1.5 ч. 22.12.2014
47. Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1.5 ч. 25.12.2014
48. Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1.5 ч. 27.12.2014
49. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 29.12.2014
50. Партерная гимнастика. Стрейчинг. 08.01.2015
51. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 10.01.2015
52. Построения и перестроения. 1.5 ч. 12.01.2015
53. Игры с детьми. 1.5 ч. 15.01.2015
54. Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». 1.5 ч. 17.01.2015
55. Партерная гимнастика. 1.5 ч. 19.01.2015
56. Партерная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 22.01.2015
57. Повторение танцев «Пираты»и отработка современного танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 24.01.2015
58. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 26.01.2015
59. Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1.5 ч. 29.01.2015
60. Партерная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 31.01.2015
61. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 02.02.2015
62. Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев. 1.5 ч. 05.02.2015
63. Классический тренаж. Пластика. Повторение выученных движений танца. 1.5 ч. 07.02.2015
64. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 09.02.2015
65. Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1.5 ч. 12.02.2015
66. Классический тренаж. Разучивание движений к народному танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1.5 ч. 14.02.2015
67. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 16.02.2015
68. Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1.5 ч. 19.02.2015
69. Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев.
1.5 ч. 21.02.2015
70. Участие в мероприятии, ко Дню защитников Отечества. Игры с детьми. 1.5 ч. 26.02.2015
71. Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений народного танца. 1.5 ч. 28.02.2015
72. Пляс и его особенности. Русский танец. 1.5 ч. 02.03.2015
73. Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. 1.5 ч. 05.03.2015
74. Построения и перестроения. 1.5 ч. 09.03.2015
75. Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1.5 ч. 12.03.2015
76. Игры с детьми. 1.5 ч. 14.03.2015
77. Пластические этюды на подражание растений и животных. 16.03.2015
78. Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к народному танцу. 1.5 ч. 19.03.2015
79. Партерный экзерсис. Разучивание движений к народному танцу. 1.5ч. 21.03.2015
80. Изучение основных движений русского танца. 1.5 ч. 23.03.2015
81. Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. 1.5 ч. 26.03.2015
82. Повторение и закрепление выученных движений к народному танцу. 1.5 ч. 28.03.2015
83. Изучение основных движений русского танца. 1.5 ч. 30.03.2015
84. Выразительность исполнения. 1.5 ч. 02.04.2015
85. Репетиция народного танца .Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 04.04.2015
86. Танцевальные игры для развития музыкальности и
слуха. 1.5 ч. 06.04.2015
87. Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка народного танца. Отработка четкости и ритмичности движений 1.5 ч. 09.04.2015
88. Пластика. Репетиция народного танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 11.04.2015
89. Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. 1.5 ч. 13.04.2015
90. Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к майским праздникам. 1.5 ч. 16.04.2015
91. Ритмика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. 1.5 ч. 18.04.2015
92. Развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов. 1.5 ч. 20.04.2015
93. Пластика. Репетиция народного танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1.5 ч. 23.04.2015
94. Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1.5 ч. 25.04.2015
95. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 27.04 2015
96. Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 30.04.2015
97. Танцевальные игры для развития музыкальности и
слуха. 1.5 ч 04.05.2015
98. Репетиция танцев для концерта, ко Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1.5 ч. 07.05.2015
99. СтильДиско. 1.5 ч. 11.05.2015
100. Хореография стиля. 1.5 ч. 14.05.2015
101. Основные движения. 1.5 ч.
16.05.2015
102. Хореография стиля. Основные движения.
Разучивание комбинации. 1.5 ч. 18.03.2015
103. Основные движения. Отработка движений. 1.5 ч. 21.05.2015
104. Классический тренаж.Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. 1.5 ч. 23.05.2015
105-106. Генеральная репетиция к отчетному концерту. 3 ч. 25.05.2015
107. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс». 1.5 ч. 28.05.2015
108 Генеральная репетиция к отчетному концерту. 1.5 ч. 30.05.2015
Список использованной литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание дети). – М.: Ральф, 2000 г.
2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984 г.
3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983 г.
4. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа
изящных искусств.
5. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-
методическое пособие. – М.: Искусство, 1976 г.
6. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие, - М.:
ПБОЮЛ Монастырская М. В., 2003 г.
7. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь:
ОЦХТУ «Росток», 2005 г.
8. Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. –
Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005 г.
9. Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое
пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005 г.
10. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. –
Пермь: ОЦХТУ «Росток»,2005 г.