Статья Хореография как средство воспитания и развития физического здоровья у дошкольников


Зиннатуллина Гузель АфендияровнаМБУ ДО «Центр Внешкольной работы»
Менделеевского муниципального района РТ
Хореография как средство воспитания и
развития физического здоровья у дошкольников
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес и любовь к искусству танца. Стремление к танцу, желание танцевать, мы замечаем у самых маленьких детей, когда ребенок, сидя на руках матери, услышав музыку, начинает прыгать, взмахивать руками. А, научившись ходить, уже старается подражать танцам старших ребят, приплясывая и притопывая.
Хореография в дошкольном возрасте содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Воздействие хореографии положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие, концентрирует внимание, память, восприятие и поддерживает работоспособность. Упражнения хореографии способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением.
Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок рос гармоничной и полноценной личностью, то Вам просто необходимо связать его жизнь с хореографией с ранних лет.
В муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Менделеевского муниципального района в образцовый хореографический коллектив «Очарование» принимаются малыши с 3 лет. Обучение хореографией у них начинается с занятий по ритмике в игровой форме. Занятия ритмикой закладывают своеобразную базу для дальнейших занятий хореографией. На уроках ритмике происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма.
Руководитель практикует специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей и базирующийся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному.
По результатам обучения, дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных движений, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.
На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки:
они умеют ритмично ходить и бегать;
легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях;
скакать с ноги на ногу;
самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его;
двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;
выполнять различные движения с предметами и без них;
исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед);
способны передавать игровые образы различного характера.
Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями, положительные отзывы родителей и стопроцентная посещаемость занятий.
И помните, ребенку должно нравиться то, чем он занимается.
ЛИТЕРАТУРА
Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Айрис-пресс, 2000 г. – 266с.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей – М.: Гном-Пресс,1997 г. – 64с.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать – М.: Владос, 2001 г. – 256с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. – 336с.