Конспект по хореографии на тему Хореография в спорте


Хореография в спорте
left000ВВЕДЕНИЕ
Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основеметодики, разработанной школой классического и народного танцев.
Впервые средства хореографии были применены в процессетренировки сборной команды гимнастов СССР к XVI Олимпийским играмв Мельбурне. В газете «Советский спорт» от 8.09.1960 г. отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток в вольныхупражнениях, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типатемперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа.
Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.
Задача этой работы – обобщение изучаемого студентами материалав целостную систему знаний и умений в многолетней подготовке спортсменов. Систематизируя в пособии изучаемый материал, студенты имеют возможность наглядно воспринимать и читать описание элементов хореографии с помощью доступной гимнастической терминологии, в методике обучения применять элементы для каждого года обучения, подбирать необходимые подводящие и подготовительныеупражнения, знать варианты усложнения пройденного и уметь соединятьс элементами классификационной программы, сочинять и графически записывать композиции и вольные упражнения, составлять план-конспект урока хореографии. Студенты получают целостное представление о системе изучения раздела хореографической подготовки, о специфике проведения урока хореографии, о выборе средств, форм и методовподготовки спортсменов. Дефицит учебной и методической литературы по хореографической подготовке спортсменов влияет на качество восприятия изучаемого материала, поэтому для более доступного изучения материала в пособииособое внимание уделяется иллюстрациям элементов экзерсиса, танцевальных движений и хореографических прыжков.
В разделе «Хореографическая терминология» содержится серия последовательно логически связанных другс другом упражнений, безошибочное освоение которых даст возможность овладеть высоким уровнем мастерства.
Студенты обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе занятий развиваютсяи физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиореспираторная система.
Хореографические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, и благодаря этому у студентоввоспитывается музыкальность и ритмичность, – качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности.
Студенты овладевают навыком подбора средств и методов в многолетней подготовке спортсменов. В урокехореографии следует учитывать практическую целесообразность каждого задания, а также его смысловую нагрузку. Внедрение элементов из обязательной программы, элементов индивидуальной работы у гимнастической стенки, включая висы и упоры, и на середине: перевороты, стойки, перекаты, равновесие, шпагаты и т. д.
В разделе многолетней подготовки спортсменов четко поставлены задачи для каждого года обучения, рекомендованы элементы экзерсиса, их сочетание друг с другом, с элементами классического и народного танцев,а также с элементами избранного вида спорта.
В пособии собран учебный материал, необходимый как для студентов, так и для тренеров-преподавателейв спортивных видах гимнастики.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти терминыпризнаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.
Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как: «Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца, «Корпус» в гимнастике неприемлемый термин, его заменяет «Осанка», «Баллон» – умение зафиксировать позу в прыжке, «Форс» – необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов, «Апломб» – устойчивое положение занимающегося, «Элевация» – способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке, «Припорасьон» – подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента, «Крестом» – выполнение элементов в следующих направлениях: вперед,в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.
Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореографическая терминология характеризует движение детальнее гимнастической. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами,понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.
Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования. Основное преимущество термина –в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.
Но не всегда студентам удается запомнить хореографическую терминологию, поэтому возникла идея написания элементов хореографии с помощью гимнастической терминологии, для более доступного восприятия студентами изучаемого материала.
Опыт показывает, что именно у студентов, не имеющих хореографической подготовки, возникают трудностив запоминании названий движений. Как правило, это батутисты и прыгуны на акробатической дорожке.Но и спортсмены, выполнившие нормативы КМС и МС, не всегда владеют знанием терминов и правильной техникой выполнения даже простейших элементов. Создание такого рода таблицы, большое количество иллюстрацийк элементам дают возможность упорядочить знания студентов в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и при необходимости пользоваться специальной литературой по хореографии.
ПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ПОЗИЦИИ РУК
подготовительная

Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони
I – первая

Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах
II – вторая

Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь
III – третья

Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь
ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции

Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз

Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции
ПОЗИЦИИ НОГ
I – первая

Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линиис равномерным распределением центра тяжести по всей стопе
II – вторая

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами
III – третья

Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)
IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)
V – пятая

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеихног)
VI – шестая

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)