Экологический проект Покормите птиц зимой



Проект поэкологическому воспитанию
«Покормите птиц зимой».


провели: Кугай С.М., Исакова А.С.

МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, - ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР ПРИРОДЫ С БЕСГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ, С НЕЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ. ЗДЕСЬ, В ПРИРОДЕ, ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО РАЗУМА.
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Вид проекта: групповой.
По содержанию: экологическое воспитание.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: 
познание, коммуникация, 
чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, социализация, физическая культура.
Актуальность темы: Очень важно знакомить детей с младшего возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода.
Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.
Актуальность данной проблемы заключается в том что:Проблема: Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?
Цель проекта:
1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
 2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи проекта:
Обучающие:
  Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
  Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Укреплять детско-родительские отношения
Предполагаемый результат:
1.Дети должны получить первичные представления о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона, синица, снегирь).
2. Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
3.Вызвать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
4. Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
5.Обогатить словарный запас детей.
6.Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
7.Приобщать к совместной деятельности родителей.
 
Выполнение проекта проводилось в четырех направлениях:
работа воспитателя с детьми;
самостоятельная деятельность детей;
работа воспитателя с родителями;
совместная деятельность родителей и детей.
Предварительная работа с детьми.
1.Работа воспитателя с детьми.
 Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?».
 Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, сюжетных картинах, журналах и фотографиях.
Составление рассказов по иллюстрациям.
Чтение худ.литературы: В.Звягиной «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», И.Поленов «Синичкины кладовки», Н.Грибачева «Ну, морозы…», Г.Скребрицкий «Берегите птиц».Чтение произведений о птицах (подбор книг о птицах).
Прослушивание аудиозаписи из серии «Голоса птиц».
Просмотр презентации о птицах.
Развешивание листовок.
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Кто, что любит?», «Собери птицу», «Что за птица? », «Угадай, какая птица поет? », «Какая птичка улетела?».
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии.
Раскрашивание силуэтов птиц в раскрасках
Прогулки: наблюдение за птицами, птичьи следы, беседы о зимующих птицах; художественное слово;подвижные игры:«Вороны», «Птички-синички», «Воробышки и кот», «Совушка»; экскурсия по территории детского сада; открытие «Птичьей столовой».
2. Работа воспитателя с родителями:
Папка-передвижка «Поможем перезимовать пернатым»; памятка «Покормите птиц»; консультация «Покормите птиц зимой
3. Совместная деятельность родителей и детей.
сбор корма для птиц «Кто, что любит?»; акция «Покормим птиц вместе с детьми( развешивание листовок).
4. Продукт проектной деятельности.
Выставки рисунков, аппликаций. Альбомы загадок и стихов о зимующих птицах. Изготовление «Кладовой для корма».
Примерный план мероприятий с детьми (на 1 неделю)
Четверг 22.12.Рассматривание картинок «Зимующие птицы»
 Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»
Пятница 23.12.Беседа»Что нужнее птице, тепло или пища?
Понедельник 26.12. Рассматривание картины «Снегири
прилетели», «Знакомство со снегирем» беседа
Вторник 27.12. «Загадки и отгадки» Наблюдение за вороной Составл. рассказа «На нашей кормушке»
Среда 28.12.Знакомство с дятлом. «Почему лесной доктор?» Закрепление знаний о зимующих птицах..Четверг 29.12. Д.И. «Угадайте, что за птица?» Наблюдение. за воробьями. Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?»
Аппликация «Снегири».

Ход проекта
Звучит музыка, дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Замела дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила!
Какое же время года сейчас гостит у нас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют :стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).
Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.
Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.
1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.
2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.
Игра « Разноцветные синички».
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат.Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»). 
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.
4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.
5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.
Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).
Итог: просмотр с детьми презентации «Покормите птиц зимой»; оформление папки передвижки о зимующих птицах; аппликация «Снегири»; оформление плаката «Помогите птицам»; совместно с родителями расклеивание листовок на домах «Покормите птиц зимой».
Заключение:
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, галки; прилетают из леса покормиться снегири.
2.Зимуют в наших краях не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.
3.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
4.Количество птиц, живущих во дворе летом больше, чем зимой, потому что летом во дворах есть корм, а зимой птиц во дворах надо подкармливать.
Фотоотчёт


Ребята делают аппликацию «Снегирь на ветке»
Папка-раскладушка «Покормите птиц зимой»

Наша столовая для птиц



Пословицы, поговорки
*Дай курице грядку — изроет весь огород.
* Скажешь курице — она всей улице.
* Курочка по зернышку клюёт, да сыта бывает.
* И петух на своем пепелище храбр.
* Всяк кулик в своем болоте велик.
* Мал соловей, да голос велик.
* Воробьи гомонят, гнезда завивают.
* Старого воробья на мякине не проведешь.
* Где воробью ни летать, а все дома ночевать.
* Одна ласточка весны не делает.
*Не велика птица — синица, да умница.
* Каждый кочет кукарекать хочет.
* Журавль летит высоко, видит далеко.
* Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
* Всякая птица свои песни поет.
Приметы
Гусь лапу поджимает — к стуже, хлопает крыльями — к морозу, полощется — к теплу.
Цыплята прячутся к сырой погоде.
Одновременный прилет птиц — к дружной весне.
Птицы рано собираются в стаи — осень будет холодной.
Комнатные птицы молчат — холод еще простоит.
Ласточки низко летают — к дождю.
Ласточки прилетели — скоро гром загремит.
Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже.
Вороны купаются ранней весной — к теплу.
Соловей всю ночь поет не переставая — к теплу.
Журавли высоко летят — к затяжной осени.
Чайки возвращаются с моря к берегу перед быстрым приближением шторма.
Чайки много купаются — к ненастью.
Если грачи прилетели к середине марта — лето будет мокрое, а снег сойдет рано.
Летит скворец — зиме конец.
Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.
Вороны каркают к морозу.

Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица)Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.(Снегирь)Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ...(Снегири)Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это?(Воробей)
Трещала с самого утра:"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"А что пора?Какая с ней морока,Когда трещит ...(Сорока)Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья белобока,А зовут её ...(Сорока)Днём спит, ночью летает.(Сова)Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.(Сова)Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой- Все равно он будет мой!(Дятел)
Воробей
На дворе морозищеГрадусов под сорок.Плачутся воробышкиЧто весна не скоро,Что в морозы лютыеПлохо греют шубки…Я принес воробышкамНа тарелке крупки:Кушайте, воробышки,Кушайте, хорошие!Я бы вам и валенкиПодарил с калошами.Но сказала мама:«Воробей ведь маленький!»Сразу как запрыгает,Потеряет валенки! (В. Звягина)
 
Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых, 
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи, 
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды, 
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.