ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Н.М. Филиппова, старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 17,
г. Сарапул, Удмуртская республика
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы» - утверждал В.А. Сухомлинский.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его индивидуальных особенностей? Как развивать интерес детей к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно. В настоящее время особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Направления работы по здровьесбережению:
Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня).
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, учет индивидуальных особенностей и интересов ребенка; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации и т.п.).
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы:
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДУУ.
Использование в режиме дня:
отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья;
различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; полоскание горла и рта);
физкультурных занятий всех типов;
оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) включать в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей должны работать рубрики, освещающие вопросы здоровьесбережения.
Конечные результаты:
формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Таблица 1. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
СтретчингРитмопластика
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Гимнастика бодрящая
Гимнастика корригирующая Физкультурное занятие
Утренняя гимнастика
Игротреннинги и игротерапияКоммуникативные игры
Самомассаж
Точечный самомассаж
АрттерапияТехнологии музыкального воздействия
СказкотерапияТехнологии воздействия цветом
ПсихогимнастикаВсе здоровьесберегающие технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психологически здоровых детей. Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих птехнологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Список литературы:
Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях.  Методист. – 2007, № 2.