Из опыта работы. Подвижные игры как средство развития личности


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Сообщение из опыта работы
Подготовил:
Васильев Вячеслав Олегович
Преподаватель физической культуры
ГБ ПОУ Иркутский областной
музыкальный колледж имени Ф. Шопена
Подвижные игры широко используются для решения образовательных (совершенствование и закрепление естественных навыков движений), воспитательных (воспитание физических качеств, честности, коллективизма и др.) и оздоровительных (способствование нормальному формированию и развитию организма, укреплению здоровья) задач в процессе физического воспитания. Подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности.
Развитие памяти, восприятия, воображения, внимания с успехом могут решать подвижные игры, которые в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности, являются универсальным средством, позволяющим не только развивать психическую сферу личности, но и удовлетворять двигательные потребности ребенка.
Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности.
Игра, её возникновение и виды
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку, который занимал и занимает важное место в жизни общества на всех этапах его развития.
По определению А.Н. Леонтьева: «Игра это деятельность, мотив которой лежит в ней самой» Слово «игра» очень многозначно, однако, независимо от характера игровой деятельности под игрой понимается целенаправленная сознательная деятельность, в которой цель добровольно устанавливается самими участниками и предполагающая соблюдение определенных правил. Игра, как самостоятельный вид деятельности, имеет свои специфические особенности и является:
- добровольной, предполагающей свободное волеизъявление участников игры;
- обособленной, протекающей в установленных пространственно-временных рамках;
- инициативной, предполагающей проявление личностной сознательности и активности;
- непродуктивной, не приводящей к созданию материальных ценностей;
- творческой, поскольку требует активной работы внимания, памяти, воображения;
- иллюзорной, т.е. в какой-то условной степени отражающей реальность. Механизм игровой деятельности опирается на объективные психофизиологические закономерности. Это, прежде всего эмоциональная основа игровой деятельности, проявляющаяся в тяге человека к переживанию приятных эмоциональных состояний, которые дает игра, которая представляет постоянную смену объемов информации, всегда протекает по-новому и таит в себе много неожиданностей, связана с самостоятельным решением двигательных и творческих задач, проявлением инициативы. Поэтому даже одно только представление о предстоящей игре способно вызывать положительные эмоции, а интерес к ней объясним самой природой человека. И.П. Павлов характеризовал эмоции как источник силы нервных клеток, а П.К. Анохин подчеркивал, что эмоции заряжают кору головного мозга и придают ей устойчивый энергетический заряд.
Энергетическая сторона игровой деятельности тесно связана с естественной потребностью в движении, которое является важным условием психофизического развития человека.
Возникновение игры относят к самым ранним стадиям возникновения человеческого общества, естественно-исторической основой игры считается труд. Игра всегда отражала трудовые, бытовые и социальные действия человека и неразрывно связа с культурой общества. Существуют различные теории, путающиеся объяснить происхождение и сущность игры. Представители так называемого биологического направления объясняют сущность игры как: форму реализации избытка энергии (К.Бюхер, Г.Спенсер); врожденное стремление к деятельности, служащей к подготовке к жизни (К.Гросс); как удовольствие (И.Шиллер); как наследственный инстинкт, строго лимитирующий возможности (Э. Торндайк); как инстинктивная деятельность (Ф. Фребель).
Потребность в игре - это сама по себе специфическая потребность, свойственная человеку, и проявляющаясяся в различных формах. Говоря о происхождении данной потребности, можно отметить, что игра лежит в основе познания мира, выполняя функции научения, социализации, разрядки, отдыха, энергетической сублимации, трансляции опыта и др. Можно без преувеличения сказать, что игре все возрасты покорны. Все это дает возможность высказать предположение, что игра является потребностью, которая имеет двойственный (биологический – достаточно вспомнить игры животных) и социальный характер. По мнению И.М. Короткова, игру можно отнести к числу потребностей, обусловленных самой природой, суть которой состоит в тренировке мышц и внутренних органов и получении новой информации. Н.К. Крупская называла игру «естественной потребностью растущего детского организма». Любая игра (спортивная или подвижная) имеет неограниченные возможности по той простой причине, что она способствует удовлетворению многих потребностей одновременно: в получении положительных эмоций, разрядке, общении, самостоятельности, новых впечатлениях и т.д.
Более подробно остановимся на отдельных потребностях, удовлетворение которых происходит в процессе проведения подвижной игры.
Первая, наиболее важная биологическая потребность, присущая всему живому – это потребность в движении, которая особенно ярко выражена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Движение является обязательным условием роста ребенка, поэтому ограничение двигательной активности может приводить к задержке психофизического развития ребенка. Отмечено, что обучение в школе приводит к депривации данной потребности потому, что происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Для того, чтобы смягчить данный переход, сделать его более плавным, особенно у младших школьников, необходимо введение в содержание учебных занятий игровых элементов или подвижных игр в форме физкультпауз, широкое использование разнообразных игр на занятиях по физической культуре, проведение подвижных перемен, физкультминуток, праздников, построенных на основе спортивных игр и т.д.
Игра позволяет с успехом реализовать и познавательные потребности ребенка, которые имеют своей основой ориентировочный инстинкт, поскольку, по мнению И.П. Павлова, любая деятельность осуществляется с ориентировки. В отличие от животных, человек не только стремиться оценить ситуацию, но и разобраться в причинно-следственных связях, познать себя и свои возможности в какой – либо сфере деятельности. В условиях социализации познавательные потребности выражаются в потребности обучения, образования и самообразования. В процессе онтогенеза они проходят несколько стадий: любопытство, любознательность, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска. Познавательная активность достигает своего максимума в начальной школе. Поэтому именно учитель физической культуры в начальной школе должен образно, интересно и содержательно излагать игровой материал, дополняя его большим количеством примеров из жизни.
Потребность в самоутверждении (признании) произрастает из первичной потребности конкурентного выживания (половая, пищевая, защитная потребности).
В процессе игровой деятельности потребность в самоутверждении выражается в стремлении иметь преимущество над соперником (быть сильнее, результативнее, достигнуть относительного успеха, престижа, уважения, авторитета), что является выражением честолюбия.
У духовно развитой личности оценка значимости, самоутверждение происходит на личностном уровне в форме самооценки и выражается в стремлении быть лучше, уважать самого себя, быть уверенным в себе.
Данная потребность наиболее отчетливо проявляется в подростковом периоде, что часто приводит к определенным деформациям в формировании личности, поскольку уровень притязаний зачастую превышает действительный уровень её возможностей. В игровой практике необходимо поддерживать тех, кто добивается высоких результатов, подчеркивая общественную значимость подобных достижений.
Потребность в самовыражении представляет собой социальную трансформацию половой потребности. В игровой деятельности потребность в самовыражении представляет стремление к красоте, гармонии, порядку, оказание предпочтения необычности выбираемого вида игры, которое вытекает из желания понравиться окружающим, обратить на себя внимание, получить высокую оценку в глазах окружающих. К сожалению, приходится отмечать, что реализация данной потребности часто сводится к внешней атрибутике: наличие сверхдорогой и модной спортивной экипировки, необычная прическа, пирсинг, подражание западным кумирам, приобщение к вредным привычкам. Для того, чтобы данная потребность «работала» на формирование физической культуры во время проведения подвижных игр необходимо использовать широкий спектр педагогических приемов, предоставляя возможность выразить себя. К сожалению, потребности в самовыражении слабо удовлетворяются в процессе учебных занятий по подвижным играм, что в какой – то степени объясняется заданностью программ по физическому воспитанию и невозможностью учащимся выбрать вид игровой деятельности, способствующий самовыражению.
Потребность в эмоциональном насыщении является важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Данная потребность носит двойственный характер, поскольку в своей исходной форме это физиологическая потребность, в то время как эмоции несут в себе психологическое содержание. Сами эмоции принято разделять на отрицательные и положительные. Положительные эмоции – это эмоции, возникающие в результате удовлетворения какой – либо потребности. В то же время для организма важно не преобладание положительных эмоций, а разумное динамичное чередование разнообразных эмоциональных состояний, оптимальное для данного индивида. Легко отметить, что в подвижных и особенно в спортивных играх происходит частая смена эмоциональных состояний, связанная с успешностью или неуспешностью отдельных игровых действий. Многие школьники испытывают отрицательные эмоции, связанные с предстартовыми игровыми состояниями, но их преодоление, особенно в случае успешного выступления, вызывает прилив положительных эмоций. Эмоциональное насыщение игровой деятельности возможно осуществлять через внесение в занятия элементов новизны, разнообразия проводимых игр, использовании разнообразного инвентаря и оборудования, создании ситуации успеха у занимающихся. Необходимо отметить, что полноценное эмоциональное насыщение возможно лишь в контексте игровой деятельности, направленной на преодоление и труд, совершенствование волевой сферы личности.
Потребность в новых впечатлениях возникает у ребенка уже в период перехода от периода новорожденности к младенческому возрасту. Для нормального нервно-психического развития ребенку нужны новые впечатления, способствующие развитию коры головного мозга. Мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающего его функциональное развитие. Новые впечатления способствуют и получению человеком положительных эмоций. Очевидно, что для удовлетворения данной потребности необходимо включать в практические игровые занятия элементы новизны (необычное оформление спортивного зала, нестандартные формы проведения, новые спортивные и подвижные игры, яркий и разнообразный спортивный инвентарь и оборудование). Большое значение для удовлетворения данной потребности имеет участие в соревнованиях по подвижным играм любого уровня, особенно, если эти соревнования сопровождаются выездом в другую школу, район, город.
Потребность в общении, по мнению психологов, эта особая потребность присущая человеку. На сегодняшний день окончательно не решен вопрос о происхождении потребности в общении. Некоторые ученые считают её целиком врожденной, но большинство разделяют точку зрения, согласно которой данная потребность складывается прижизненно, в ходе реальной практики. Целью общения является получение информации о себе и оценке себя через другого и при его помощи. Удовлетворение потребности в общении в процессе игровой деятельности предполагает наличие «обратной связи», переход на субъект-субъектные отношения, создание условий для того, чтобы каждый был услышан. Необходимо, чтобы мнение занимающихся учитывалось при выборе форм и видов игровой деятельности, они могли свободно высказывать свои мысли, пожелания и предложения.
Потребность в самостоятельности формируется, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих и предпочитает самостоятельное, без помощи взрослых или родителей выполнение отдельных видов деятельности. Излишняя регламентированность игровой деятельности отпугивает и лишает интереса, подавляет инициативу, блокирует процесс саморазвития. Удовлетворение данной потребности предполагает не только совместный с занимающимися выбор видов и форм игры, но и её самостоятельное осуществление, разделение на команды, судейство и т.п. Потребность в разрядке основана на теории З.Фрейда о сублимации накапливаемой человеком агрессивной энергии, энергии «либидо». И хотя представляется не совсем правильным говорить о подобной энергии у младшего школьника, тем не менее очевидно, что в процессе учебной деятельности у ребенка накапливается отрицательная энергия, связанная с многими факторами, такими как агрессивность, отрицательные эмоциональные состояния, усталость от учебной деятельности, потребность в движении и т.д.
Поэтому периодически возникает необходимость каким-то образом снять напряжение, переведя деструктивную энергию, выражающуся в конфликтах с окружающими, беспорядочной беготне на переменах в социально приемлемое русло. В случае возникновения длительного стресса, на физиологическом уровне происходит повышение гормона тестостерона, что является реакцией защитного механизма, доставшегося человеку от природы и предполагающему реакцию по типу «бей - беги», что не всегда возможно.
Занятия подвижными играми позволяют снимать накопившееся раздражение. Особенно актуально проведение занятий подвижными и спортивными играми в подростковом возрасте, в период полового созревания. Не следует забывать релаксирующего значения игры, которая помогает не только передохнуть и снять напряженность, но научиться отличать особенности игровой и учебной деятельности.