Экологический проект Покормите птиц зимой


Экологический проект
"Покормите птиц зимой".
Средняя группа №2, д/с №3 «Теремок»


Проект «Покормите птиц зимой»
Выполнила:
воспитатель средней группы
Попонина В.ПНаправление проекта: «Социализация».
Тип проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
• продолжить знакомство детей с окружающей природой, привлекая различные источники познания: наблюдения, книги, иллюстрации;
• познакомить детей с видами птиц, живущих в нашей местности зимой;
• расширять, углублять знания учащихся о жизни птиц зимой;
• развитие любознательности, интереса, наблюдательности за живой природой;
• формировать умение работать с разными источниками информации, видеть в воспитателях и родителях первых своих помощников;
• активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей;
• создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей;
• приучать детей вести диалог, умение работать сообща, тем самым развивая речь и коммуникативные способности детей;
• развивать мыслительные операции и психические процессы ребёнка;
• помочь понять ребёнку, что всё живое в природе взаимосвязано;
• воспитание интересов к живому миру, любознательности, пытливости;
• формировать ответственность за братьев наших меньших;
• воспитывать умение работать согласованно, дружно, аккуратно.
Участники проекта: воспитатели МБДОУ детского сада -№3 «ТЕРЕМОК» Попонина В. П. ,
Кох Т. Ю. , дети средней группы (возраст 4-5 лет), родители воспитанников.
• создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;
• заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
• создать атмосферу эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей;
• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
• сформировать у детей умения вести диалог, работать сообща;
• сформировать ответственность за братьев наших меньших;
• активное участие родителей в реализации проекта.
Срок реализации: с 19 января по 2 марта.
Этапы реализации проекта:
1) подготовительный (19-25 января);
2) основной (26 января по 26 февраля 3);
3) заключительный ( с 27 февраля по 4 марта).
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям карточки с изображением зимующих птиц, были сделаны следующие выводы: недостаточно информации в развивающей среде детей, дети мало наблюдают в природе, у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Подготовительный этап.
Формы работы с детьми:
• обсуждение темы, цели и задач;
• определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
• разработка маршрута для участников проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Формы работы с родителями:
• обсуждение темы, цели и задач;
• подбор необходимой литературы по выбранной теме;
• определение стратегий и механизмов реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• разработка маршрута для участников проекта;
• обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Основной этап.
Формы работы с детьми:
 беседа на тему «Перелётные птицы»;
 прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др.), из серии П.И.Чайковского «Времена года»;
 дидактические игры «Голоса птиц», «Это что за птица?»;
 чтение произведений С.Маршак «Где обедал воробей», Ю. Дмитриев «Снегири» (см. приложение 1);
 аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири» (см. приложение 2);
 подвижные игры «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка»;
 заучивание наизусть стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» (см. приложение 3);
 изготовление оригами «Птицы прилетели» (см. приложение 4);
 наблюдение за птичьими следами;
 отгадывание загадок про зимующих птиц (см. приложение 5);
 изготовление кормушек и заготовка корма детьми совместно с родителями.
Формы работы с родителями:
 консультация «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»;
 изготовление кормушек и заготовка корма совместно с детьми;
 оформление вместе с детьми плаката «Берегите птиц зимой» (см. приложение 6) .
Заключительный этап.
Формы работы с детьми:
 развешивание кормушек «Парад кормушек» (см. приложение 7);
 открытие птичьей столовой «Зёрнышко» (см. приложение 8);
 наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках (см. приложение 9);
 проведение викторины «Кто больше знает о птицах?» (см. приложение 10).
Формы работы с родителями:
 изготовление кормушек вместе с детьми;
 составление вместе с воспитателями и детьми памятки «Как кормить птиц» (см. приложение 11).
Литература
1. «Вместе с семьей» - пособие по взаимодействию дошкольных и образовательных учреждений и родителей. Т.Н.Дронова.
2. «Воспитатель» практический журнал дошкольного образовательного учреждения (проектный метод в ДОУ)№8-2009;№1-2008.
3. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова
4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина
5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева
6. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1992 г
7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение,1986г.
Приложение 1
Чтение произведений о зимующих птицах
В.Левченко «Появились синички»
В.С.Тургенев «Воробей»
Н.Сладков «Курорт», «Сосулька»
В.Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен»
М.Пришвин «Дятел»
Приложение 2
Аппликация
«Как розовые яблоки на ветках снегири»

Приложение 3
Заучивание наизусть стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетаются зимой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна:
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну!
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Приложение 4
Оригами
«Птицы прилетели»


Приложение 5
Загадки
о зимующих птицах
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (дятел)
И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Приложение 6
Плакаты, изготовленные совместно детьми и родителями

901065533400

Приложение 7
Парад кормушек



Приложение 8
Открытие птичьей столовой «Зёрнышко»



Приложение 9
Вести с кормушек.
А вот и наши гости



Приложение 10
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
1. Какого цвета ворон и ворона?
2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?
3. Какие птицы особенно любят рябину?
4. Какие птицы остаются у нас на зиму?
5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?
6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?
7. Самая маленькая птичка хвойных лесов?
8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?
9. Какая птица летает в «очках» на носу?
10. Есть ли у скворца своя песня?
11. Без рук, без топорёнка построена избёнка.
Приложение 11
Памятка «Как кормить птиц»
1. Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
2. Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)
4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.
7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
8. Кормушку необходимо регулярно чистить