Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи


«УТВЕРЖДАЮ» ПРИНЯТО
Директор ГБУ СО «Центр ППМС» решением педсовета №__
п.Модин Озинского района от «__» ____________20__г.
___________________ Романюта О.В.
«__» __________________20__г.
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи
п.МодинИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММАСОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Содержание
Пояснительная записка
Содержание
Тематическое планирование
Литература
Данная программа посвящена конкретным вопросам воспитания и обучения детей, проживающих в замещающих семьях. Программа составлена с учетом тех проблем, с которыми сталкивается семья, приняв ребенка.
Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально–психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает практика, это остаётся недостаточным, так как замещающие семья сталкиваются с вопросами воспитания и обучения детей после принятия их в семью, т.е. семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов: психологов, соц. педагогов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. Эти вопросы и проблемы решаются в индивидуальной форме с каждой семьёй.
Данная работа достигла того этапа, когда возникла необходимость решать эти проблемы в определённой системе т.е. возникла необходимость создания программы, в которую будут включены все темы, волнующие замещающие семьи. И каждая семья, независимо от того, нуждается ли она в данный момент в помощи по решению определённой проблемы, предварительно сможет пройти по пути её решения.
Программа составлена с учётом тех вопросов, решением которых занимается социально-психологическая служба после того, как ребенок попадает в приемную семью, обучаясь в данной школе, или принимается в данную школу.
Программа включает рассмотрение некоторых тем из возрастной психологии, которые познакомят родителей с особенностями психического развития детей. Что сможет объяснить причины возможных проблем в воспитании и развитии приемных детей.
Программа рассматривает проблемы социализации детей в обществе. Темы социализации даются замещающим родителям в помощь при подготовке приемных детей к самостоятельной жизни.
Программа разработана в соответствии с международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях; в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, с законом Об образовании.
Тематическое планирование учитывает все виды работ по сопровождению:
- изучение и исследование замещающей семьи;
-консультирование;
-коррекционная работа;
-психолого-педагогическое просвещение и образование;
Данные направления работы являются основными разделами программы.
Цель программы:
Обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей.
Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.
Задачи программы:
- социально-психолого-педагогическое исследование замещающих семей;
- формирование у родителей мотивации получения знаний в области воспитания и обучения приёмных детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
- психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
- помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей
Направления деятельности
Программа включает в себя следующие направления работы:
Изучение и исследование замещающей семьи
- выявление и изучение причин возникновения проблем в воспитании приёмных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений, принципов воспитания.
Просветительская работа
- повышение компетентности замещающих родителей; популяризация психолого-педагогических знаний среди замещающих семей, правовое просвещение.
Досуговые мероприятия
- вовлечение в жизнь класса и школы, участие в конкурсах городских и областных;
Коррекционная работа
- оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержка замещающих родителей в решении внутрисемейных и личностных проблем приёмных детей;
Консультативная работа
- адаптация ребенка в новых условиях, формирование привязанности, коррекция поведения, межличностных отношений, правовое консультирование.
Этапы:
Психодиагностическое взаимодействие
Непосредственная работа над темами программы
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы, замещающие родители должны:
- эффективно сотрудничать со специалистами служб по работе с замещающими семьями, с организациями дополнительного образования, с правоохранительными органами;
- формировать благоприятный социально-психологический климат семьи;
- содействовать развитию и социальной зрелости приёмных детей;
- стремиться повышать свою собственную компетентность.
Форма и содержание работы Сроки и периодичность Исполнители
Посещение семьи
Обследование условий жизни и воспитания 2 раза в год
По необходимости Соц. педагог, воспитатели
Социальная и психологическая диагностикаИндивидуальные беседы и занятия с психологом и социальным педагогом, анкетирование, тестирование По необходимости Соц. педагог,
педагог - психолог
Привлечение к участию во внеклассной жизни
Выбор секций и кружков по интересам По необходимости Соц. педагог
Индивидуальные беседы с ребенком
Беседы по вопросам проблем в обучении
Межличностные отношения
Правовое просвещение 1 раз в месяц
Соц. педагог
Психолог
Воспитатели
Индивидуальные беседы с замещающими родителями
Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи
Адаптация детей в замещающей семье
Индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды
Индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, воспитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот
Оценка развития приёмного ребёнка замещающими родителями. Особенности общения и взаимодействия в приемной семье По необходимости Соц. педагог
Психолог
Мероприятия на базе Центра для опекунов и опекаемых: выставки семейных фотографий, результатов совместной деятельности, праздники, концерты В течение года Соц. педагог, педагог-психолог, администрация Центра
Психологическая коррекция
Принятие и усвоение семейных правил, традиций.
Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.
Психологическое благополучие
(беседы,лекции специалистов,индивидуальные и групповые занятия,деловые игры) В течение года. Соц. педагог, педагог – психолог, воспитатели
Профилактика конфликтных ситуаций
Профилактика безнадзорности и правонарушений В течение года. Соц. педагог, педагог - психолог
Индивидуальные консультации с детьми
По правовым вопросам, проблемам межличностных отношений в семье и школе В течение года Соц. педагог, педагог – психолог
Индивидуальные консультации с опекунами
Правовая тематика,
Возрастные особенности
Пути преодоления дезадаптации ребёнка
Компенсаторные возможности семейной заботы
Приёмы формирования привязанности
Нарушения в поведении ребёнка В течение года Соц. педагог, педагог – психолог, воспитатели, правоохранительные органы
Заочное консультирование
Буклеты, памятки, сменные стенды В течение года Специалисты Центра, соц. педагог
Литература
Антоненко Н. Школа приемных родителей. Вопросы социального обеспечения 2008
Арефьева Л. Замещающая семья от А до Я. Сургут 2013
Гринберг С.Н., Савельева Е.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. С-Пт, Речь, 2007
Иванова Н.П. Замещающая семья как социальное явление. Социальная педагогика. 2008
Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Педагогика. 2011