Социальный проект на тему Покормите птиц зимой.








Социальный проект

Покормите птиц зимой.





Автор проекта: Соболева Галина Валентиновна
учитель начальных классов







«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Актуальность проекта
Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.







Цель проекта:
изучить образ жизни и поведения птиц зимой, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:
расширить представление о жизни зимующих птиц нашего края;
провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
практическое выполнение кормушек;
сделать анализ и обобщить результат.



Сроки реализации проекта: октябрь – март.

Методы и приемы:
знакомство детей с зимующими птицами нашей местности;
экскурсии в осенне-зимний период;
наблюдение за птицами;
сбор и обработка информации;.
творческая работа.


Ожидаемый результат:
в ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.
наша работа будет служить примером для подражания.




Этапы работы:
Теоретический.
Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
Практический.
Цель: изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе дети под руководством учителя технологии Вихарева П.А. изготавливали кормушки для птиц.
Творческий.
Цель: вовлечение в работу не только участников проекта, но и других учащихся начальных классов.
На этом этапе детям было предложено оформить стенгазету, листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
Наблюдения.
Цель: вести календарь наблюдений за птицами.
Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Тематический план работы
Месяц
Тема
Содержание

Сентябрь
«Птицы – покорители воздушного океана»
Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, изготовление книжек самоделок о птицах с подбором загадок, стихов, конкурс рисунков «Птицы нашего края».

Октябрь
Орнитологическая экскурсия
Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с профессиями орнитолог, эколог.

Ноябрь
Круглый стол «Как помочь зимой птицам»
Изготовление и развешивание кормушек, оформление и распространение листовок, заготовка кормовой смеси для птиц.

Декабрь
Акция «Покормите птиц зимой»
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.

Январь
Акция «Покормите птиц зимой»
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.

Февраль
Акция «Покормите птиц зимой»
Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.

Март
КВН «Птичьи разговоры»
Вспомнить сказки, загадки, рассказы, стихи о птицах, познакомить детей с фольклором разных народов.

Апрель
Презентация: «Птицы наши друзья»
Обработка информации, выступление с докладом о проделанной работе. Награждение участников проекта памятными призами.

Май
Экскурсия в школьный музей
Выпуск стенгазеты «Люби и береги природу»


Разработка проекта.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1.
Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности.
Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.

2.
Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп.
Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

3.
Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

4.
Выполнение проекта.
Работают над проектом и его оформлением.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

5.
Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков).
Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы.
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

6.
Презентация: защита проекта.
Докладывают о результатах совместной деятельности.
Оценивает работу учащихся.


























Реализация проекта (работа в группах).
«Аналитики»

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года: воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель. (Приложение №1)
Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в жёстких погодных условиях.
«Экспериментаторы»

При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Украсив сад, двор такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Вывод: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

3. «Исследователи».
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу.



4. «Писатели».
Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.
Наша кормушка.
Наступила зима. Птицам трудно добывать корм. Мы с папой построили кормушку и повесили её в саду. Сало привязали на нитку, а крошки насыпали в кормушку. Стали наблюдать. Птички прилетели и стали дружно клевать корм. Я уверена, что птицы не погибнут от голода.

Снегирь, синицы и воробьи.
Мы сделали кормушку и украсили её. Насыпали зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят всех.

Столовая для птиц.
Вместе с папой мы сделали кормушку для птиц, чтобы им было легче зимой. Так как в это время года птицам очень трудно найти корм. В первый день, когда мы повесили кормушку, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в нашей кормушке – синички, воробьи, сороки. Я их кормлю пшеничкой, семечками, несолёным салом, хлебными крошками. Птицы сидят и что-то щебечут. Наблюдаю и радуюсь. Наверное, они говорят мне спасибо.

Кормушка.
Мы с папой сначала придумали, а потом сделали кормушку. Насыпали семечки, крупу. К нам прилетают воробьи, синицы, снегири, свиристели. Мне очень нравятся снегири. У них красная грудка. Они похожи на яблочки. Свиристели с хохолком. Мы поможем перезимовать этим замечательным птицам.
Приложение №1








Синица Сорока





Воробей Ворона










Снегирь Свиристель
Литература:

Перелетные и зимующие птицы России. Горьканова А.Н.

Спутник юного защитника природы. Борейко В.Е., Грицеко В.Н.

Пернатые друзья лесов. Строкова В.В.

Покормите птиц зимой. Яшин А.









15