Презентация к уроку-обозрению по поэме А.Блока Двенадцать


ТЕМА УРОКА: «Религиозное звучание поэзии Блока»(Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать») Цели урока: 1) Помочь увидеть, как представлял себе А. Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру.2) Попытаться расширить представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.3) Совершенствовать выразительное чтение лирических произведений, продолжить обучение анализу поэзии, будем учиться видеть в ней философский смысл.4) В ходе проблемно-текстуального анализа поэтических произведений сделать еще один шаг к тому, чтобы стать вдумчивыми читателями. «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». «Я объявляю, - настаивал Достоевский - что любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой. Вот что по этому поводу говорит его герой Иван Карамазов: «... уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда уже ничего не будет безнравственно, всё будет позволено ...» Домашнее задание к этому уроку: 1. Продемонстрировать самый важный момент судьбы А. Блока.2. Подготовить сообщение на тему: «Религиозные мотивы в ранней лирике А. Блока» на основе стихотворения по выбору.З. Используя дневниковые записи самого поэта в творческой форме напомнить основные этапы создания поэмы «Двенадцать» (это было групповое задание).4. Быть готовыми к полемике на тему: «Значение образа Христа в поэме «двенадцать».5. И небольшое задание: отыскать и записать в тетрадях высказывания известных людей по обсуждаемой теме «Подруга вечная», «София Премудрость — Божия», Вечная женственность», «Жена, облеченная в солнце» - ласково называет он ее». Эта любовь принимает характер возвышенного служения молитв, возносимых уже не простой женщиной, а владычицей Вселенной. «Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой. Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье». <Я смотрела всегда только внешне - светски, и при первой попытке встретить по-другому мой взгляд — уклоняла его». Предварительным заданием к сегодняшнему разговору было следующее:1. Обратиться к ранней лирике Блока.2. Подготовить выразительное чтение избранных стихотворений с вариантами возможных моноспектаклей.3. Быть готовыми к обсуждению нравственно-духовных воззрений поэта, связанных сконцепцией христианской религии. ВОПРОСЫ К УРОКУ 1. Итак, какие стихотворения привлекли ваше внимание и почему Стихи «О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» (стихотворный молитвенник раннего Блока)Первый сборник стихотворений Блока Обложка 1905 года 2. А что ты смог усмотреть в столь зашифрованном цикле? ВОПРОСЫ К УРОКУ Имеющий невесту есть жених;а друг жениха, стоящий и внимающий ему,радостью радуется, слыша голос жениха.От Иоанна iii 29Я, отрок, зажигаю свечи,Огонь кадильный берегу.Она без мысли и без речиНа том смеется берегу.Люблю вечернее моленьеУ белой церкви над рекой,Предзакатное селеньеИ сумрак мутно-голубой.Покорный ласковому взгляду,Любуюсь тайной красоты,И за церковную оградуБросаю белые цветы.Падет туманная завеса.Жених сойдет из алтаря.И от вершин зубчатых лесаЗабрезжит брачная заря.7июля 1902. ВОПРОСЫ К УРОКУ 3. Какую философию ты почувствовал и понял прочитав стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи»?4. Какое стихотворение созвучно по настроению и времени только что услышанному? Я их хранил в приделе Иоанна,Недвижньий страж, - хранил огонь лампад.И вот — Она, и к Ней — моя Осанна — Венец трудов — превыше всех наград.Я скрыл лицо, и проходили годы.Я пребывал в Служенье много лет.И вот зажглись лучом вечерним своды,Она дала мне Царственный Ответ.Я здесь один хранил и теплил свечи.Один, - пророк, - дрожал в дыму кадил.И в Оньий День — один участник Встречи — Я этих Встреч ни с кем не разделил.Ноябрь, 1902. ВОПРОСЫ К УРОКУ 5. Я думаю, ребята, параллель проведена достаточно ярко. Не так ли? Комментарий к знаковой схеме «Я-Храм-Она» Очевидно, здесь рассказывается о чем- то необычайно важном и торжественном: Л.Д. Менделеева, которую Блок совершенно искренно принимал за одно из воплощений Софии, дала ему согласие на брак. Лирический герой, таким образом, оказывается накануне мистического акта соединения со своим божеством.А теперь о приделе Иоанна. Видимо, речь идет об Иоанне Предтече — ведь и себя герой считает предтечей новой религии — религии Прекрасной Дамы, герой скромно хранит огонь лампад. Вопросы учителя к ученикам:6. Ребята, какое еще стихотворение, по-вашему, достойно анализа на сегодняшнем уроке, исходя из темы?7. Скажите, с чем связано религиозное воззрение Блока, его мировоззрение, исходя из содержания этого стихотворения Вопрос к уроку 8. Каков облик прекрасной дамы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы» 9. В чем вы увидели религиозные прозрения Блока?10. В каком стихотворении отражено образ его «Подруги Вечной»11. Не случайно Блок использовал слова из «Апокалипсиса»: «И Дух и Невеста говорят: Приди». О каком приходе идет речь?12. Хочу вам напомнить эпиграф к сегодняшнему уроку: Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». 13. Каков же творческий календарь поэмы «Двенадцать»?Календарь сомнений, находок. Перелистаем его страницы в хронологической последовательности. «3 января. . .К вечеру — ураган (неизменный спутник переворотов)».«8 января.. .Весь день — «двенадцать».«11 января.. .Нет уж, не то время, не та музыка. — Музыка, какая (если... желтое)?» Творческий календарь поэмы «двенадцать» основывается на материалах 56-й записной книжки. «15 января... - Мои « Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же — «конец исторического процесса». дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине». «22 января.. .Звонил Есенин,- рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему: «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя» «простить». — Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет». «25 января.. .думы, думы , и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)». «27 января.. .Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «двенадцать».«28 января. «двенадцать». «29 января.. .Сегодня я — гений». «18 февраля.. .Что Христос идет перед ними — несомненно. дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо другого - ? — Я как-то измечен». 14. Какой из дней оказал решающую роль для появления 12 главы Давайте еще раз обратимся к самому тексту завершающей главы в поэме «Двенадцать» для того, чтобы воссоздать ту картину, которой Блок заканчивает произведение. Читаем 12 главу 15. «Почему Блок так часто обращался к образу Творца и сам финал поэмы считает невозможным без его присутствия. Каково ваше мнение: Почему Христос?» 16. Случайно ли появление Христа в поэме? 17. А показалось ли вам неожиданностью обращение к этому образу? Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Чего, как мы видим в поэме «Двенадцать» и не произошло. Они не породнились, потому что произошло отпадение религии, уничтожение веры. 18. К каким авторитетным оценкам и отзывам об этом произведении вы считаете в данный момент уместно обратиться? Поэту без песни торжества трех начал, провозглашенных Ветхим Заветом: Веры, Надежды и любви никогда не суждено сбыться. Это понимал, чувствовал и осознавал такой тонкий лирик, как Блок. Поэтому Блок был и есть часть России. Пусть же гимном этому негаснущему имени в русской литературе прозвучит романс «Гори, гори, моя звезда». А звезда в его жизни и творчестве была всегда Надежда, Вера и Любовь. Слушая этот романс, оживите в своей памяти страницы его биографии. Да, в душе любого человека всегда найдется место Доброму и Святому. Пример этому слова любимого мною поэта Е. Евтушенко: России внутренняя ценность Не в реставрации церквей,А чтобы в нравственность,Как в церковь, водилиМы своих детей.Безнравственность -уже не русскость,Но если нравственность живаРоссия выстоит… Евтушенко продолжает мысль Блока из поэмы. Он тоже верит в возрождение духовности и спасение веры. Несмотря ни на что.Подтверждение тому- восстановление из пепла и руин храмов по всей Земле русской. Ребята. С чем можно согласиться и что можно отрицать? Как вы относитесь к словам Чернышевского : «Бог-это совесть, живущая внутри нас». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Создать авторскую иллюстрацию к завершению поэмы «Двенадцать».