Презентация по поэме А.А.Блока Двенадцать


Александр Блок«Двенадцать»1 Содержит 12 глав. Героями поэмы являются 12 красноармейцев.Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.Почему поэма названа «Двенадцать»?2
В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.Время создания поэмы3
В рядах врагов оказались И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин.«Блок продался большевикам!»Сатира на революцию«Величайшее достижение» поэзии Блока (газета «Правда»)«Двенадцать» в оценке современников 4


Что для Блока революция? Что значит «дело художника»?Что «не дело художника»?«Интеллигенция и революция»5
style.rotation «…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».Что для Блока революция? 6
Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер,Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды)Но Под снежком – ледок.Скользко, тяжко,Всякий ходокСкользит – ах, бедняжка! Что символизирует «ледок»? 1 глава7 Ветер, ВетерНа всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом Заливается в снегах» Образ ветра8
rrrrrrrr Образ ветра бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»,когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. образы ветра, метели имеют символический смысл.9
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб». Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?»  Один голос: «А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» - речевая характеристика. Какое отношение к ним?Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп – «брюхо» Барыня – «в каракуле» Персонажи 1-й главы.10
ppt_xppt_y «Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен. Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит») Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого. Старый мир11
«А вон и долгополый…»«старушка, как курица…»12 Другой голос . Чей?   Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции) Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»? Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.Старый мир13
style.fontFamilystyle.fontFamily Раздаются разные, порой исключающие друг друга репликиКто их произносит? Сам автор? Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?А может быть те, кто враждебен революции?2 глава14
ppt_wr Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно!Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…Эх, эх, без креста!Реплики 2-й главы15
Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6)   Товарищ! Гляди В оба! (10)  Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг! (2) - Правильно со стороны речи построены? Лозунги16style.colorstyle.colorstyle.colorstyle.colorstyle.colorstyle.colorstyle.color Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы; Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия- чёткий маршевый ритм- реплики анархического толка:Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!Во 2 главе на авансцену выходят 12.17
«В зубах цыгарка, примят картуз,На спину б надо бубновый туз!»«Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй!»«Ванюшка сам теперь богат…»Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует. 12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.18
- Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня:«Винтовок чёрные ремни,Кругом – огни, огни, огни…» 12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности. Стихия и Двенадцать19
«Революцьонный держите шаг» и готовы его исполнить:«Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнём-ка пулей в Святую Русь…» Сознают свой революционный долг20
ppt_wr В отличие от врагов революции, ветра, стихии, грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:Гуляет ветер, порхает снег.Идут двенадцать человек... Стихия родственна двенадцати.21
В чём значение этих глав? Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи? В каком эмоциональном ключе даны эти главы?3 – 7 главы. Катька22
«А Катька где? – Мертва, мертва!Простреленная голова!»23 Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь «буржуя убьёт за зазнобушку» - умышленная сюжетная ирония, которая окарикатуривает слово героя. 8 глава.24
По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка. Но главка заканчивается словом «скучно!» Музыка вырастает в скуку.«Ужь я ножичком полосну, полосну…» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.Так какая же разница между старым и новым миром?25
Чтобы «показать чёрную злобу и ненависть», что «им ничего не жаль», что «идут без креста и без имени святого», что «для них нет никаких преград», что революция сопряжена с кровью, что её жертвами становятся безвинные люди.Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?26rrrrrr Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру.12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции.«…Вдаль идут державным шагом…» Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.10 – 12 главыМотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.27
style.rotation Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»).На пути красноармейцев оказываются «сугробы пуховые - / Не утянешь сапога…». Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . («Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём!») А в ответ на выстрелы красноармейцев.Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.28
Ровно через год, в январе 1919 г. записывает: «У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду». Итак, Блок принимает революцию.Отношение Блока к революции29
ppt_wr Старый мир – «шелудивый пёс» – ненавистен Блоку.«Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция»)В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.Блок принимает революцию30
«Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати» (К. Чуковский)Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам31
В поэме переплетается: «низкое» с «высоким», романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.Двойственное отношение поэта к революции32
style.color Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. «Впереди - Исус Христос»?33
Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).Может быть, это не Христос, а Антихрист?34
С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом. Кровавый флаг35style.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline
«Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз –Впереди – Иисус Христос».36 Очистить мир от векового зла.373 И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии.
Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. М. Цветаева:Белизна – угроза черноте.Белый храм грозит гробам и грому.Бледный праведник грозит СодомуНе мечом – а лилией в щите.Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа. «белый венчик из роз» - ? 38
Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:Чёрный вечер.Белый снег. Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе. Да Христос ли изображён?39
«И за вьюгой невидим,И от пули невредим…»40 Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе. Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы. Речь идёт именно о Христе.41
style.rotation - Имя Иисус что означает? - Он что делал? - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока? Имя Иисус42
style.rotation «Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка». Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки? «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)Из письма А. Блока Ю. Анненкову43
Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы. Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе!Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него? 44
ppt_xxshearppt_x Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция»45
А через три года в январе 1921:Что за пламенные дали Открывала нам река!Но не эти дни мы звали, А грядущие века.Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман,Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман.«Пушкинскому дому»46
ppt_xppt_y что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены». Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.Георгий Иванов пишет,47
И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.Блок – пророк!48
ppt_xppt_y