Презентация по обществознанию Человек познает мир (6 класс)


Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилище бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым только потому, что ты знаешь, что ничего не знаешь, а афиняне не знают даже этого».Вопрос к классу:- Как вы поняли смысл этого рассказа?- Где же границы нашего познания?- Настолько мы, люди, можем познать окружающий нас мир?- Можем ли мы познать самих себя?- Правы ли писатели – фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?Поразмышляйте над этими вопросами. Тест Проблемное задание: Прочитав высказывание французского писателя Ромена Роллана, ответьте на вопросы. «Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный “Дневник” своей юности часто изумляешься – там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим … Я вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя и похожего – нет, не на меня (я не узнаю в нем себя!), а на кого – то другого, мне знакомого … Кто же он?»Вопросы к классу- Какова главная идея текста? (Постарайтесь сформулировать одним предложением.)- Почему автор задает этот вопрос: «Кто же он»? - Предположите о чем мы будем говорить.- На какие вопросы нам предстоит ответить? Человек познает мирПлан урокаПознание мира и себя.Что такое самопознание.На что ты способен.Проблемный вопрос урокаПочему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя? Познание мира и себяЧеловек познает мир с помощью деятельности.ПОЗНАНИЕ МИРАИГРА ТРУД ОБЩЕНИЕ УЧЕБА Творческое задание. Разделившись на четыре творческие группы, обсудите, как происходит процесс познания мира.Первая группа исследует процесс познания мира в ходе трудовой деятельности.Вторая группа исследует процесс познания мира в ходе игровой деятельности.Третья группа исследует процесс познания мира в ходе общения.Четвертая группа исследует процесс познания мира в ходе учебной деятельности.Группы должны презентовать результаты своей работы, придумать сценки и, проиграв их, графически представить сделанные выводы. Познание мира: общениеОсновную информацию о мире подросток получает с помощью общения со сверстниками.Назовите три самые главные темы своего общения с друзьями, одноклассниками:1.2.3.Напротив каждой темы напишите, какие знания вы приобретаете. Интерес к окружающему миру и к себе у детей возникает с раннего детства.Стихотворение Татьяны Боковой «Липучка – почемучка».Мама любит и жалеет.Мама понимает.Мама все моя умеет,Все на свете знает!- Почему кусают осы ?-- Спрашиваю прямо.И на ВСЕ мои вопросыОтвечает мама.Скажет мне, откуда с небаСнег зимой берется.Почему буханка хлебаИз муки печется?Почему собака лает?Что во сне приснится?Почему сосулька таетИ дрожат ресницы?Почему на небе тучка,А в лесу - лужайка?Я ЛИПУЧКА – ПОЧЕМУЧКА,А ОНА – ВСЕЗНАЙКА!Вопросы к классу- Как вы поняли смысл стихотворения?- Для чего дети задают столько вопросов?- Вели ли вы себя в детстве таким образом? Стремление узнать человека, т. е. самого себя, является важнейшей потребностью личности. Как вы думаете, почему? Познание мира и себя{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Городской жительСельский житель1. Работа2. Развлечения3. Природа4. Семья5. Нужные вещиЗаполните таблицу. Сравните, как относится к этим вещам городской житель, а как сельский. Человек познает самого себяВ 3 года ребенок начинает говорить «я сам!», думать о том, на что он способен, что он может, что не может. Самопознание человекаЧеловек:Исследует свои способности и возможностиИщет свой вид деятельности (профессию)Думает, как изменить себя и отношения с окружающими {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Самосознание дает возможность:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Осознать свои сильные и слабые стороныПонять перспективы своей деятельностиПравильно выстроить взаимоотношения с окружающими Самосознание дает возможность: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Физические качества «Я самый сильный»Практические умения «Я могу шить»Поступки «Я уважаю мнение старших»Моральные качества «Я всегда слово держу»В процессе самосознания оценивают: Я знаю, как на мед садятся мухи,Я знаю смерть, что рыщет, все губя,Я знаю книги, истины и слухи,Я знаю все, но только не себя.Это стихотворение написал в XV веке французский поэт Франсуа Вийон. Уж не про нас ли это? Задание: вам необходимо дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?» . Каждый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все характеристики, которые приходят в голову, поскольку в этом здании нет правильных или неправильных ответов. Понаблюдайте за эмоциональными реакциями, возникающими у вас в ходе выполнения данного задания. К равви Леви пришел подросток и горестно застенал: «Равви! Почему меня никто не любит, особенно девушки?». И равви ответил ему: «Потому, что сам никого не любишь, особенно себя».- Какое отношение эта притча имеет к теме нашего урока? Самооценка Самооценка – оценка человеком самого себя. Правильная самооценка Откройте учебник на стр. 19 и посмотрите на рисунок с самооценкой Марины и Володи. Правильная самооценкаЗавышенная – человек думает, что он лучше другихРеалистичная – человек видит и свои достоинства и свои недостаткиЗаниженная – человек себя не ценит Корректируем самооценкуЧто нужно Марине, чтобы ее самооценка стала лучше?Дай Марине два или три совета. Корректируем самооценкуКак Володе бороться с завышенной самооценкой?Дай ему совет. СамооценкаОцени:Свои физические качестваНавыки и практические уменияПоступкиМоральные качества Задание: внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 19. Мысленно разместите себя и своих друзей на этой лестнице. Свой выбор объясните. Разделившись на три группы, выполните следующие задания.Творческое задание для первой группы. Разработать рекомендации учителям , которые помогут сформировать зрелую самооценку подростка.Творческое задание для второй группы.Разработать рекомендации родителям , которые помогут сформировать зрелую самооценку подростка.Творческое задание для второй группы.Разработать рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут у них сформировать зрелую самооценку. Рекомендации учителямУчитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.Способствуйте личностному самоопределению, ориентации в жизни, помогайте учащимся 6 класса в построении жизненных планов.Стройте взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших учеников. Рекомендации родителямНе навязывайте ребенку свое мнение, учитывайте его интересы.Делайте все, что от вас зависит, для того, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время не выставляя себя напоказ.Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительские опыт и мудрость – важнейшие источники поддержки, которые помогут решать нелегкие жизненные проблемы.Вы можете как вдохновить ребенка, так и подавить его – выбирайте первое.Ваш ребенок – это отдельный, огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей. Рекомендации подросткам с низкой самооценкойТвердо знайте, чего хотите добиться.Чтобы были ясны намерения, необходим план конкретных действий.Вообразите желаемый результат.Сформулируйте сильную мотивацию для достижения желаемого результата.Будь уверены в себе.Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к вашей цели. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Конечно, улицы города были наполнены людьми, но философ искал то, что скрыто от глаз, спрятано за гастрономическими пристрастиями, возрастными особенностями, профессиональными различиями. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Великий американский изобретатель Эдисон говорил о своей работе: «Единственное мое стремление – работать, не о расходах … Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужны ни лошади, ни яхты, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!»Проблемное задание. Используя дополнительный материал и информацию, приведенную в рубрике «Жил на свете человек» на с. 21 и 23 учебника, ответьте на вопрос.- Что необходимо сделать человеку для того, чтобы его способности были реализованы? Ученые утверждают: чтобы труд человека стал творческим ему, во – первых, должна нравиться его профессия и, во – вторых, его дело должно соответствовать способностям.Задание: работая в паре, найдите аргументы в защиту этих утверждений. Чем бы вы руководствовались при выборе будущей профессии? Мотивация выбора профессии:Наличие способностей.Престижность профессии.Материальная обеспеченность.Привлекательность содержания образования.Желание родителей.Традиции семьи.Интерес к данной профессии. Проблемное задание. Прокомментируйте мнение исследователей: «Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100 %, то у человека неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50 %, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию ,- 30 %».- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?- Всегда ли правильно люди делают свой выбор?- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии? Тест «Карта интересов»(Автор А. Е. Голомшок, модификация Г. В. Резапкиной)Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего. Творческое задание. Разработать мини – проект «Как выбрать дело по душе?» и презентовать свою работу. Задание: внимательно рассмотрите картинку на с. 22 учебника и ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея». СпособностьСпособность – склонность человека к определенного рода деятельности. СпособностиЛюдей, у которых нет никаких способностей, не бывает. СпособностиЧасто способности проявляются в раннем возрасте:Моцарт (композитор) – 4 годаКарл Брюллов (художник) – 9 лет СпособностиВажно не только обнаружить, но и развивать свои способности. Как можно реализовать способности?Семья и школаКружки и секцииГруппы по интересам Закрепим знанияЧеловек познает мир с помощью… А) трудаБ) учебыВ) общения Г) игрыД) всего перечисленного Закрепим знания2. Соотнеси слова и определения.А) Самооценка 1) склонность к деятельности Б) Самопознание 2) помогает познать мирВ) Способности 3) бывает заниженнойГ) Общение 4) познание самого себя Закрепим знания3. Какая самооценка у человека, который сказал эти слова:А) «Я, конечно, не ангел, но я стараюсь!»Б) «У меня опять ничего не получится и надо мной будут смеяться!»В) «Я – король! Все остальные отстой!» Закрепим знания4. Закончи фразы:А) Завышенная самооценка вредна тем, что…Б) Важно знать и свои достоинства и недостатки, потому что…В) Я считаю, что у меня есть способности к … Проведем мини – тренинг по выработке уверенности в себе.Упражнение «Выставка достижений». Учащиеся делятся на группы по 3 – 4 человека. Каждая команда – это фирмы, производящие ценные человеческие качества. Командам дается время обсудить, какие качества производит их фирма. Каждый член группы высказать другим членам команды, что он в них ценит. После этого команда решает, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений, и записывает на табличках их названия (на каждой табличке одно качество). Каждая группа рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне (по одному качеству у каждого участника). Упражнение «Я в тебе уверен». Учащиеся делятся на пары, садятся друг против друга и несколько минут молча смотрят партнеру в глаза. Затем по очереди высказываются, передавая слово друг другу и каждый раз начиная фразу следующими словами.- Я уверен (а), что ты … (поможешь мне, если мне будет нужно, никогда не скажешь обо мне плохо).Вопросы к классу- Что вы чувствуете сейчас?- Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?- Какой из этапов упражнения показать вам наиболее сложным? Упражнение «Я самый лучший». Ученики образуют два круга: внутренний и внешний. Расходятся на расстояние. Двигаясь навстречу друг другу, участники обоих кругов, вглядываясь в лицо встречному, ударяют себя кулаком в грудь со словами: «Я самый (ая) лучший (шая), я самый (ая) красивый (ая) и т. д.». Релаксационный комплекс «Путешествие». Закройте глаза, представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы – они собирают мед. Поют птицы – они радуются, что вы едите через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что – то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как – будто кто – то построил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что – то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.Представьте, что вы находитесь во дворце то, что ходите … Все, что вы нашли в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда вы будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.- Какие чувства вы испытываете после путешествия? Упражнение «Огонек общения». Учащиеся по очереди поговаривают то, что было самым интересным. Затем по кругу передают символическое сердечко со следующими словами.- Сегодня меня порадовало …- Сегодня меня огорчило… Проверим себя и выполним несколько заданий.Составьте свой словесный портрет и попросите друга нарисовать ваш портрет. Сравните их. Над чем вам следует задуматься?Приведите примеры, подтверждающие высказывание: «Все мы, увы не ко всем делам годны».Познакомьтесь с правилами оценивания самого себя на с. 24 – 25 учебника и прокомментируйте их. Дайте себе оценку, проведя сравнения, приведенные на с. 24. Домашнее заданиеПрочитать § 2 учебника.Выполнить одно из трех заданий на выбор.Задание 5 на с. 24 учебника; Задание 7 из рабочей тетради к § 2 учебника;Задание 8 из рабочей тетради к § 2 учебника.