Воспитательный час на тему Права и обязанности ребенка

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гуманитарная Гимназия № 33 города Донецка»






Воспитательное мероприятие для 2 класса
« Права и обязанности ребенка»







Подготовила :
учитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарная Гимназия № 33 города Донецка»
Бойко Анна Сергеевна
специалист первой квалификационной категории




г. Донецк 2016

Тема: «Права и обязанности ребенка».

Цели:

воспитание правовой грамотности учеников
научить учеников определять, что такое “можно”, а что такое “нельзя”
познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
соотнести права и обязанности детей
способствовать осознанию ответственности за свои права
сформировать положительное отношение к правам других
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Форма: беседа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстративный
материал, карточки для работы в группах.

Ход занятия

Ученик:
По извилистой дорожке  Шли по миру чьи-то ножки.  Вдаль смотря широкими глазами,  Шли школьники знакомиться с правами.  Знать должны и взрослые, и дети  О правах, что защищают всех на свете.

Учитель:
Когда - то давным - давно на Земле было только два человека. Прошло много тысяч лет, и людей на Земле стало очень много. Они часто обижали друг друга. Тогда мудрые люди придумали для всех людей одинаковые права. В связи с этим сразу же возникли первые главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Учитель:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

БЕСЕДА:
- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей).

Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

Учитель:
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.
(отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Учитель:
- Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
Учитель:
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
-А какие права вы знаете?

Ученик:
Права ребенку надо знать. Не только знать, но соблюдать.

Ученик:
Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
Учитель:
-А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.
 
-Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы они выросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?
 
 Предполагаемые ответы детей
( на доске закрепляются  слова)
Любовь
Забота
Защита
Хорошие условия
Образование
 
1 ученик.
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!
2 ученик.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
3 ученик.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один
4 ученик.
ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей? 
-Кто из вас знает, как называется этот документ?
Беседа:
 -Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

 В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.
 -Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
 
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий  обязательный характер.      
 
- Как вы думаете, для чего был принят этот  международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

Какие же права есть у всех детей мира?  

Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка (разрешается). Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить –  Это (разрешается). Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается). Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается). Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается). Вместе дружно в мире жить,  с разными детьми дружить – Это (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Учитель:
-Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.
Учитель:
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).

(отрывок из м/ф "Нехочуха")

УЧИТЕЛЬ:
- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
-Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
Сценка 1:
Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Беседа:
Учитель:
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
Сценка 2:
Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
Беседа:
Учитель:
-Кто прав?
-Почему Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

Учитель:
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
Работа со словарем:


-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие же у вас есть обязанности?
Работа в группах:
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие
такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.


А сейчас мы с вами закрепим наш материал.
 
Игра « Права литературных героев»

РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, как вы думаете, от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами)
- Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю от зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям)
(Дети пишут пожелания людям на вырезанных ладошках и прикрепляют их карте мира.)
Товарищи взрослые и дети!  За своё будущее мы все в ответе!  Права и обязанности свои знайте,  Хорошими людьми вырастайте!