Урок русской литературы в 8 классе по теме Классицизм


План урока
Дата: _________ Предмет русская литература Класс: 8
Тема: XVIII век – начало новой русской литературы. Отличие литературы XVIII в. от древнерусской. XVIII в. – век Просвещения. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения, теория трех штилей.
Тип урока: комбинированный
Форма: лекция
Результаты обучения:
Учащиеся должны
ЗНАТЬ отличительные черты классицизма как литературного направления; иметь представление о реформа стихосложения и теории трех штилей;
УМЕТЬ называть особенности классицизма, свободно выражать свое мнение;
ПОНИМАТЬ взаимосвязь между литературой и историчесскими процессами, происходящими в России 18 века.
Методы обучения: Словесные: беседа, консультация; Наглядные: схема; Практические: творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником. Проблемно-поисковые: эвристический.
Активные методы: работа в паре, «Ассоциативный ряд».
Оборудование, наглядные пособия: ИД, таблицы, тексты, презентация.
Ход урока:
Оргмомент. Позитивный настрой.
Вызов.
Ассоциативный ряд. Целеполагание.
На доске написано слово "класс".
Придумайте и запишите слова с этим корнем.
(В тетрадях учеников появляется запись: класс, классный , классик, классический и может быть классицизм).
С какими словами, понятиями ассоциируется у вас ряд этих слов?
(Слова "класс" и "классный" ассоциируются с понятием "школа"; слово"классический" - со словами "эталон" , "образец", "пример для подражания").
Каких поэтов и писателей мы считаем классиками?
Действительно, классиками мы считаем тех поэтов, писателей чьи произведения выдержали проверку временем, произведения, прошедшие эту проверку - классическими.
Приведите примеры произведений, которые, на ваш взгляд, являются классическими, а их авторы -классиками?
(Повесть "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова; и другие).
Верно.
Среди однокоренных слов, записанных вами есть и слово классицизм. Можете ли вы объяснить лексическое значение этого слова?
(Как-то связанный с классикой).
Объявляю тему урока.
Цели урока (для учащихся):
Узнать отличительные черты классицизма как литературного направления;
Узнать о реформе стихосложения и теории трех штилей.
На сегодняшнем уроке мы должны понять, какое направление в литературе называется классицизм.
(Ученики записывают в тетрадях тему урока).
Осмысление. Реализация.
Рассказ учителя об античных корнях классицизма.
Напомню, что слова с корнем "класс"ассоциируются у нас с понятиями "школа", "эталон", поэтому, как вы думаете, что могли брать за пример для подражания поэты и писателя классицисты.
(искусство предыдущих эпох)
Действительно, они обращались как к образцу, эталону к античному искусству.
Античное искусство развивалось на протяжении нескольких веков до нашей эры и нескольких столетий нашей эры.
По окончании эпохи античности мировое искусство пережило эпохи "Средневековья" и"Возрождения или Ренессанс". И вот в 17 веке во Франции зарождается новое направление в искусстве - классицизм.
В это время в стране царствовал Людовик XIV, именно ему принадлежит выражение: "Государство - это я".
Король был богом на земле и литература должна была приобрести характер, который соответствовал бы этой политической идеологии. В ней все должно было быть возвышено по содержанию и строгим по форме. Считалось, что лучшие образцы такой литературе и искусства были созданы в Древней Греции и Риме.
Поэтому произведения греческих и римских авторов были признаны образцовыми, классическими (отсюда название "классицизм") и взяты как образец, пример для подражания.
Таким образом, основное свойство классицизма - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
(Запись в тетради данного вывода)
Сравнение произведений искусства разных эпох: эпохи классицизма и античного времени.
Но со времен античного искусства прошло много веков и произведения "классицистов" конечно же отличались от произведений эпохи античности.
Сравним два произведения: картину Д.Г. Левицкого"Законодательница в храме правосудия" и изображение античной статуи Венеры Милосской.
В чем их сходство и в чем различие?
(Сходство в том, что и в первом и во втором случае изображены незаурядные личности: русская императрица Екатерина II и римская богиня любви Венера.Различия же в том, что в изображении Венеры чувствуется свобода, любование красотой обнаженного человеческого тела, во втором портрете подчеркнута принадлежность к высшему сословию, важность человека, несущего бремя государственной власти).Сравним также два произведения архитектуры: греческий Храм Парфенон и дом Пашкова, построенный по проекту русского скульптора Баженова.
Что общего между этими зданиями, построенными в разные эпохи.
(Строгость линий, симметричность, колонны).
На этих примерах мы убедились, что беря за основу античное искусство, "классицисты"разрабатывали свои правила.
В литературе такие правила впервые были разработаны французским поэтом-теоретиком Никола Буало. Именно он, тщательно изучив произведения античности, вывел сложную систему правил и приемов, обязательных для произведений классицизма.
Такими чертами стали:
культ разума;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
активное обращение к общественной и гражданской проблематике;
интерес к русской истории;
возвышенность поэтической речи;
в драматургии - соблюдение трех единств, а именно:
а) времени (действие происходит в течение суток);
б) места (действие происходит в одном месте);
в) действия (сюжет должен был развиваться строго последовательно, без всяких отступлений и побочных линий).
В России классицизм развивается позднее, в 18 веке. Этот век получил название "Эпоха просвещения".
Екатерина II царствовавшая в это время вела переписку с великими французскими писателями: Вальтером, Дидро, Руссо.
В годы его царствования, век просвещенной монархии, в России развивается литература.
Кого из поэтов этого времени вы знаете? (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Парная работа - заполнение схемы после чтения текста.
Штиль (стиль) высокий низкий
лексика древнерусские и старославянские слова разговорные и просторечные слова и выражения
жанры трагедия, эпопея, ода комедия , сатира, басня
тематика общественная жизнь, история повседневная жизнь
герои герои, полководцы, монархи простые люди
Примеры произведений Ода Г.Р. Державина "Фелица" комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
(М.В. Ломоносов выделил три стиля (штиля):высокий;
средний;
низкий.
Каждому стилю соответствовала своя лексика. Высокому - высокая, где активно употреблялись древнерусские и старославянские слова; низкому - низкая, с возможным употреблением разговорных и просторечных слов и выражений.
Определенному типу лексике соответствует определенные жанры.
К высоким жанрам относились: трагедия, эпопея, ода; к низким - комедия , сатира, басня.)
В произведениях высоких жанров осваивается общественная жизнь , история, действуют герои, полководцы, монархи; в низких - повседневная жизнь простых людей.
Смешение высокого и низкого не допускается.
Ода - торжественное стихотворение. Самыми известными сочинителями од стали Г.Р. Державин ("Фелица"), М.В.Ломоносов.
К низким жанрам классицизма относятся комедии.
Драматургом, создавшим комедию в духе классицизма был Д.И. Фонвизин ("Недоросль")
5) Реформа стихосложения. Составление устного ответа по схеме.
Тоническая система стихосложения характерна для былинного стиха, исполняющегося речитативом.
Единица ритма – ударение, в каждой строке равное число ударений.
То неохотою никто да не похаживал
И на добром коне никто да не проезживал,
Туда серый зверь да не порыскивал,
Птица чёрный ворон не пролётывал.
Силлабическая система основывается на равном числе слогов в каждой строке, единица ритма – слог. Основатель – Симеон Полоцкий (1629-1680гг.)
Окна, яко звёзд лик в небе сияет,
Другая слюдва, что сребро блистает,
Множество жилищ градови равнится,
Вся же прекрасна, - кто не удивится!
С первых шагов развития силлабического стиха в русской поэзии слоговой стих испытывал влияние народной песни, в которой была сильной позиция ударения (тоника). Поэтому силлабический стих стал тонизироваться. Стих стал более музыкальным, появились необходимость ударения, учет его места в стихе. Такое состояние стиха подготовило почву для преобразований, введенных Тредиаковским и Ломоносовым.
Силлабо-тоническая система сформировала стих, сделав его ясным, четким, напевным, организованным: ударения и слоги, междударные интервалы обрели свое место.
Это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной - случай берегут;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)
А.М.Сумароков закончил эту реформу, имевшую исключительное значение для дальнейшего развития поэзии.
Проанализируем знаменитые строки Пушкина
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила
Рефлексия.
Мини-Рефлексия.
Проверь себя:
- Кому принадлежит фраза "Государство - это я"?
- В какой стране зародился "классицизм"?
- В каком веке зародился "классицизм"?
- Какое определение соответствует 18 веку в России?
- С кем из французских писателей дружила и переписывалась Екатерина II?
- Назовите имена русских поэтов эпохи классицизма?
- Какой была система стихосложения до 18 века?
- Кто изменил систему стихосложения?
- В чем суть реформы?
2) Рефлексия
- Что вы делали на уроке?
- Как вы это делали?
- Зачем вы это делали?