Презентация на тему Реформаторская деятельность М.М. Сперанского (8 класс).


Проверка домашнего задания Основные направления внешней политики России до Отечественной войны 1812 г.?Какие были взаимоотношения России с Англии и Францией?3-я антифранцузская коалиция – год, основные сражения и их результаты?Кратко охарактеризуйте политику России на Кавказе.4-ая антифранцузская коалиция – год, кто побеждал, итог?Расскажите про заключение Тильзитского мира.Год и итог войны России со Швецией.В каких войнах Россия участвовала на восточном направлении? Годы и их итоги?Перечислите причины разрыва тильзитской договорённости России и Франции. * Тема: Реформаторская деятельность М.М. Сперанского (§ 3) Цель урока: рассмотреть причину, почему Александр I приблизил М.М. Сперанского, рассмотреть проекты его реформ, установить причину, почему они не были реализованы. Д/з: § 3, вопросы, пересказ стр. 19-20 – биография Сперанского; документы, конспект- учить. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - общественный и государственный деятель времён правления Александра I и Николая I, реформатор и законотворец.Охладев к Негласному комитету (по причине критики его членами за Тильзитский мир), А.I передал разработку по составлению проектов экономических и политических реформ М.М. Сперанскому. Учебник: прочитать стр. 19-20 о Сперанском. 2. Проекты политической реформы 1803 г. – проект «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений» - о необходимости введения конституционной монархии.1809 г. – проект «Введение к уложению государственных законов» - реформа гос. Управления  разделение власти на три ветви: законодательную – Гос. Дума; исполнительная – министерства; судебная – Сенат.1810 г. – учреждён Государственный Совет – совещательный орган при императоре. Сперанский назначен госсекретарём. Задача: наведение порядка в подготовке и принятии законов.1811 г. – проект «Уложение Правительствующего сената» - разделение Сената на Правительствующий (вопросы местного самоуправления) и Судебный (высшая судебная инстанция, контроль над всеми судебными учреждениями). Установлены 3 основные сословия, наделённые различными правами:дворянство «среднее сословие» - купцы, мещане, гос.крестьяне.«народ рабочий» - крепостные, рабочие, слуги. Работа с учебником: стр: 20 – прочитать, какими правами обладало каждое из сословий. Цель реформы: постепенное ограничение абсолютизма и ликвидация крепостничества Итог: проекты вызвали бурю негодования со стороны дворянства и высших чиновников. Александр, боясь повторить судьбу своего отца, вынужден был отменить осуществление реформ. 3. Проект экономических реформ - Вспомните, каким образом континентальная блокада отразилась на экономике России? Участие России в континентальной блокаде резко ухудшило её экономическое положение. Расходы превысили доходы в 2 раза. Выпуск ассигнаций вызвал инфляцию.План оздоровления экономики:Прекращение выпуска ассигнаций.Резкое сокращение гос. расходов.Введение налога на помещичьи имения.Проведение внутренних займов у населения.Введение дополнительных налогов на крестьян.Введение нового таможенного тарифа.ИТОГ: но и этот план не был осуществлён, а вина за экономические трудности пала на Сперанского. 4. Отставка и ссылка С.М. Сперанского Деятельность Сперанского подверглась резкой критике со стороны дворянства. Её возглавил главный идеолог консерватизма Н.М. Карамзин.Александр воспринимал эту критику на свой счёт, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отставку и ссылку (сначала Нижний Новгород, потом Пермь). В 1816 г. Сперанский был возвращён к государственной деятельности, но далеко от столицы: 1816-1819 гг. – пензенский генерал-губернатор, а с 1819-1821 гг. – сибирский генерал-губернатор.