Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине


Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине: «Теория и методика речевого развития у дошкольников».
Группа: ЗДО-13
Теоретические вопросы:
Предмет методики развития речи и задачи курса.
Методологические основы методики развития речи.
К.Д. Ушинский о роли языка в воспитании и обучении детей. Характеристика книги К.Д. Ушинского « Родное слово».
Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи дошкольников.
Вопросы формирования речи дошкольников в зарубежной педагогике.
Современные научные исследования в области развития речи.
Закономерности и принципы формирования речи дошкольников.
Цель, задачи формирования речевой компетенции дошкольников.
Методы и приёмы работы по формированию речевой компетенции дошкольников.
Речевая компетенция воспитателя.
Формы организации обучения дошкольников родному языку в ДОУ.
Своеобразие занятий по развитию речи в детском саду, их классификация.
Формирование речи детей раннего дошкольного возраста (подготовительный период в овладении речью, формирование собственно-активной речи).
Теоретические основы формирования словаря дошкольника.
Методы и приёмы словарной работы.
Специфика организации и проведения занятий по первичному ознакомлению с предметами.
Формирование словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов, материалов.
Методика организации и проведения занятий по сравнению двух предметов.
Понятие, значение, задачи работы детского сада по воспитанию правильного звукопроизношения у дошкольников.
Методы, приёмы формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.
Этапы работы над постановкой звука, пары звуков.
Специфика организации и проведения занятий по звуковой культуре речи.
Теоретические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Методика формирования морфологических умений в разных возрастных группах.
Методика ознакомления с синтаксической стороной речи в дошкольном возрасте.
Методические приёмы формирования навыков словообразования.
Теоретические основы формирования связной речи дошкольников.
Беседа – основной метод развития диалогической речи.
Характеристика методических приёмов формирования монологической речи детей дошкольного возраста.
Методика обучения составлению описательных рассказов по игрушке.
Методика обучения составлению описательных рассказов по сюжетным картинкам.
Методические приёмы работы с сюжетными картинами, натюрмортами.
Теоретические основы обучения творческому рассказыванию.
Методика обучения составлению творческих рассказов по серии картин.
Методика обучения составлению рассказов из личного опыта.
Методика обучения составлению творческих рассказов по игрушке, набору игрушек.
Методика обучения творческому рассказыванию по предложенным сюжетам.
Обучение детей высказываниям, типа рассуждений.
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников.
Методика художественного чтения и рассказывания в детском саду.
Обучение дошкольников пересказу художественных произведений.
Методика заучивания наизусть поэтических произведений.
Уголок книги в детском саду.
Характеристика методов обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Методика работы по подготовке к обучению грамоте на 4-ом, 5-ом году жизни.
Теоретические основы обучения звуковому анализу слов.
Методика ознакомления старших дошкольников с качественной характеристикой звуков.
Методические приёмы обучения делению слов на слоги, ознакомления с ударением.
Методические приёмы ознакомления со словесным составом предложения.
Методика формирования навыков чтения в дошкольном возрасте.
Практические задания.
1. Прочитать наизусть 2-3 потешки, раскрыть методику их применения.
2 .Составить план вопросов и образец рассказа по предложенной игрушке для детей среднего дошкольного возраста.
3. Перечислить пейзажные картины, используемые для рассказывания в детском саду. Составить план вопросов, образец рассказа.
4. Прочитать скороговорку, чистоговорку, продемонстрировать методику разучивания с детьми.
5. Составить образец творческого рассказа по набору игрушек.
6. Перечислить и раскрыть содержание лексических упражнений по обогащению словаря.
7. Назвать и дать описание 4 дидактическим играм по формированию словаря для детей разных возрастных групп.
8. Перечислить и продемонстрировать динамические упражнения артикуляционной гимнастики.
9. Прочитать наизусть поэтическое произведение для дошкольников о природе.
10. Выразительно прочитать сказку К.Д. Ушинского « Умей обождать», составить план работы с произведением.
11. Составить план вопросов и образец рассказа по предметной картине, проследив усложнения по возрастам.
12.По произведению В. Осеевой «Синие листья» разработать план-конспект занятия по пересказу.
13.Предемонстрировать методику обучения звуковому анализу слов на 1-ом этапе.
14. Продемонстрировать ознакомление с гласным звуком.
15.Продемонстрировать ознакомление с согласным звуком.
Перечислить и продемонстрировать поэтапность ознакомления с мягкостью и твёрдостью согласных звуков в средней группе.
16.Перечислить методические приёмы формирования графических навыков письма у дошкольников.
17.Перечислить и раскрыть вариативность дидактической игры «Живые слова».
18.Продемонстрировать упражнения пальчиковой гимнастики.
19.Разработать план конспект занятия на основе мнемотехники.
20.Привести примеры логических заданий по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте.
21.Назвать и дать описание 5 дидактическим играм по обучению грамоту детей 5 лет.
22. Продемонстрировать приёмы деления слов на слоги.
23.Составить план вопросов и образец рассказа по сюжетной картине.
24. Выразительно прочитать предложенную сказку.
25.Разработать план конспект занятия по звуковой культуре речи.
Вопросы к экзамену по дисциплине:
«Теория и методика математического развития дошкольников»
Группа: ЗДО-12
Теоретические вопросы.
1.Особенности восприятия и воспроизведения множеств в раннем возрасте.
2.Формирование представлений о понятиях «один», «много».
3.Методика обучения сравнению двух групп множеств приёмом наложения.
4. Методика обучения сравнению двух групп множеств приёмом приложения.
5.Этапы обучения дошкольников счёту.
6.Алгоритм ознакомления с образованием нового числа.
7.Формирование представлений о количественном и порядковом счёте.
8.Правила счёта. Приёмы ознакомления с цифрой.
9.Методика ознакомления с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10.Алгоритм ознакомления со смежными числами.
11.Методика обучения делению целого предмета на части.
12.Понятие об арифметической задаче. Виды арифметических задач, их характеристика.
13.Этапы обучения старших дошкольников решению арифметических задач.
14.Задачи детского сада и возрастных групп по формированию представлений о форме предметов.
15.Методика ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами в разных возрастных группах детского сада.
16.Методика ознакомления дошкольников с основными параметрами величины (длиной, шириной, высотой).
17.Необходимость, задачи и условия измерительной деятельности.
18.Методика обучения измерительной деятельности с помощью условной мерки.
19.Ознакомление дошкольников с общепринятыми мерами измерения (метром, сантиметром).
20. Ознакомление дошкольников с измерением массы предметов.
21.Методика ознакомления дошкольников с частями суток.
22.Методика формирования чувства времени у дошкольников.
23.Формирование у дошкольников представлений о временной периодичности и последовательности.
24.Методика формирования навыков пространственной ориентировки «на себе», «от себя», «от объектов».
25.Методика работы в двухмерном пространстве в разных возрастных группах.
26.Генезис формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.
27.Значение, правила, этапы обучения играм из серии «Геометрический конструктор».
28.Математическая готовность детей к изучению математики в начальной школе.
29.Задачи, методы, средства работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
30. Типы, формы, специфика организации и проведения занятий по математике в детском саду.
Практические задания.
1.Продемонстрировать алгоритм ознакомления с образованием нового числа.
2.Продемонстрировать алгоритм ознакомления с порядковым счётом.
3.Продемонстрировать алгоритм ознакомления дошкольников со смежными числами.
4.Продемонстрировать алгоритм ознакомления дошкольников с составом числа из единиц.
5.Привести примеры видов арифметических задач.
6.Составить арифметическую задачу. Показать методические приёмы ознакомления с её структурными компонентами.
7.Продемонстрировать методику ознакомления с геометрическими фигурами в средней группе.
8.Привести примеры дидактических упражнений по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел.
9.Перечислить и продемонстрировать задания по ориентировке в двухмерном пространстве в младшем и среднем возрасте.
10. Перечислить и продемонстрировать задания по ориентировке в двухмерном пространстве в старшем дошкольном возрасте.
11.Продемонстрировать методику формирования у старших дошкольников представлений о многоугольнике и понятии четырёхугольники.
12.Привести примеры упражнений по формированию представлений о форме для старших дошкольников.
13.Проанализировать предложенный конспект занятия по математике (определить возрастную группу, программные задачи, структурные части, приёмы обучения).
14.Привести примеры устного народного творчества для формирования математических представлений у дошкольников.
15.Рассказать сказку математического содержания.
16.Привести примеры заданий по формированию логико-математического развития у дошкольников.
17.Продемонстрировать поэтапность ознакомления с условной меркой.
18.Продемонстрировать ознакомление дошкольников с понятием точка, линия, виды линий.
19.Продемонстрировать ознакомление дошкольников с углами.
20.Привести примеры заданий для диагностики математической компетенции старших дошкольников.
21.Привести примеры заданий, игр, упражнений по формированию у дошкольников знаний о днях недели.
22. Привести примеры заданий, игр, упражнений по формированию у дошкольников знаний о частях суток.
23.Привести примеры заданий на закрепление знаний о делении целого предмета на равные и неравные части.
24.Продемонстрировать приём наложения для сравнения двух групп множеств.
25. Продемонстрировать приём приложения для сравнения двух групп множеств.
26.Привести примеры дидактических заданий по формированию навыков счёта в старшем дошкольном возрасте.
27.Педагогическая задача.
28.Педагогическая задача.
29.Педагогическая задача.
30.Педагогическая задача.