Доклад на пед. совет «Психологические условия формирования самостоятельности у подростков».

Предлагается работа на тему «Психологические условия формирования самостоятельности у подростков».
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное общество предлагает молодому человеку широкий спектр возможностей для осуществления жизненных выборов, но осуществить эти выборы сегодня, как никогда, сложно. Годы социального, политического, экономического кризисов в России, привели к размыванию ориентиров, необходимых для самоопределения. Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе побуждает индивида к проявлению самостоятельности, от человека требуется постоянно осознавать, что для него является важным и на основе этого самому искать решения в поворотные моменты своей жизни, реализуя свою субъектность.
Проблема самостоятельности личности долгое время разрабатывалась в отечественной науке преимущественно в русле педагогических исследований (А. А. Вербицкий, Л. М. Митина, В. А. Якунин, В. А. Балюк, Е. Ф. Мосин, М. А. Данилов, Р. И. Иванов, И. Д. Клегерис, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). В настоящее время понятие самостоятельности все чаще используется в психологических исследованиях, при этом отсутствует единый подход к изучаемому явлению.
Основной целью данного исследования является выявление и обобщение психолого-педагогических условий формирования самостоятельности личности подростков.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: изучение и анализ литературных источников по проблеме развития и формирования личности; подбор диагностических методик; проведение данного исследования; реализация программы по формированию самостоятельности личности подростков; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Объектом исследования выступают две группы детей подросткового возраста, а именно: 20 подростков из одного класса как экспериментальная группа и 20 детей из параллельного класса как контрольная группа.
Для исследования самостоятельности был выбран подростковый возраст, характеризующийся формированием устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, способностью строить жизненные планы, потребностью в общественной активности. Значительно уменьшается по сравнению с предыдущими возрастными периодами зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Особая социальная ситуация развития, заключающаяся в обучении в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также ряд перечисленных особенностей данного периода делают его сенситивным для становления и проявления самостоятельности как качества субъекта.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования самостоятельности личности подростков.
В качестве гипотезы предполагается, что формирование самостоятельности личности подростков взаимосвязано с такими личностными характеристиками, как уверенность, социализированность, уровень интеллекта, активность.
Методами исследования были следующие: изучение и анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос; сравнение; методы статистической обработки данных.
Методики исследования: Локус контроля (Дж. Роттер), Личностный дифференциал, Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, Методика для изучения социализированности личности учащегося.
В результате проведения исследования, направленного на исследование формирования самостоятельности личности подростков, были получены данные, позволяющие сделать следующие выводы.
Большинство опрошенных подростков можно охарактеризовать как личностей с определенными характеристиками:
интернальный локус контроля (поведение подростков, показавших высокий уровень по данному фактору, направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач; в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей; для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений);
высокая степень социализированности;
высокий уровень развития коммуникативных способностей;
высокий уровень самоуважения (испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой);
экстравертированность, о чем свидетельсвует высокие оценки по фактору «активность» (испытуемый характеризуется высокой активностью, общительностью, импульсивностью).
После первичной диагностики бы проведен социально-психологический тренинг «Саморазвитие личности», состоящий из трех занятий «Уверенное и неуверенное поведение», «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение», «Жизнь по собственному выбору», целями которых было: обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного; отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе; научение говорить о себе только позитивно; активизациия процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств; развитие умения анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; обучение тому, как эффективно использовать свое время.
После проведенного тренинга была проведена вторичная диагностика, которая показала следующие изменения: у детей из экспериментальной группы произошли изменения в результатах по следующим факторам: социализированность, экстернальность, оценка, сила, интеллект, сила Я. По всем обозначенным факторам, кроме фактора «экстернальность», показатели несколько улучшились. По фактору «экстернальность» результаты сместились в сторону интернальности.
В соответствие с рассмотренными литературными источниками на формирование самостоятельности личности оказывают влияние такие личностные характеристики, как волевое поведение, уверенность, независимость, инициативность, активность, самоконтроль, ответственность. Таким образом, на основании приведенных данных и проведенного исследования, можно сказать, что в результате социально-психологического тренинга самостоятельность личности исследуемых подростков из экспериментальной группы несколько повысилась.
В соответствии с данными результатами, можно предложить некоторые рекомендации:
психологам: проводить со школьниками, не только подросткового возраста, социально-психологические тренинги, направленные на развитие определенных личностных качеств;
родителям: уделять внимание развитию личности детей, расширению их кругозора, решению возникающих у них проблем, связанных как с обучением в школе, так и с межличностными отношениями.
Спасибо за внимание.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15