ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Вебер В.
Индивидуальная самостоятельная домашняя работа является продолжением учебной работы в школе. Выполняя домашнюю работу, учащиеся получают навыки самостоятельного учебного труда, упражняются в применении знаний и умений, приобретенных на уроке. В самостоятельном домашнем труде знания и умения усваиваются особенно прочно, складывается индивидуальный стиль деятельности ученика.

Домашняя работа - необходимая составная часть учебного труда. Сам ход выполнения домашних заданий протекает без непосредственного руководства со стороны учителя. Однако , назначение характер домашних заданий программируется учителем заранее. Домашнее задание дается на уроке тогда , когда его полезность и необходимость обусловлены дидактическими задачами урока.
Домашние задание по физической культуре начали широко применяться еще в 80-е годы прошлого века. Чем же была вызвана необходимость введения такой формы организации занятий по физической культуре?
Дело в том , что исследования ученых – гигиенистов последних десятилетий свидетельствуют о том ,что 82-85% дневного времени большинство школьников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательность (ходьба , игры) занимает всего только 16-19 % времени суток, из которых на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1- 3%.
Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 % снижаясь от младших классов к старшим. Двигательная активность школьников особенно мала зимой. Весной она возрастает.
Школьникам приходится не только ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу , сидя за партой или учебным столом. Кроме того , двигательная активность детей школьного возраста резко снизилась особенно последние годы , так очень много времени они проводят за компьютером. Как отмечается в исследованиях последних лет , дети , поступившие в первый класс , сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Становится вполне очевидным , что три урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающий , ни поддерживающий тренировочные эффекты. Даже внедрения в режим школьного дня таких форм занятий , как физкультминутки , физкультпаузы , гимнастика до уроков , подвижные игры на переменах , спортивный час в группах продленного дня – недостаточно.
Наряду с перечисленными , эффективной формой занятий физической культурой являются домашние задания.
Анализ медицинской документации (медицинских карт), опрос родителей учащихся показал ,что те учащиеся , которые систематически выполняют домашние задания по физической культуре , значительно реже обращаются за медицинской помощью , гораздо меньше болеют простудными заболеваниями , более активны и работоспособны. В физическом воспитании система домашних заданий играет существенную роль для развития двигательных качеств.
Домашние задание по физической культуре в настоящее время получили широкое распространение , но далеко не все учителя физической культуры используют достаточно эффективно. На основе анализа педагогической и методической литературы


мы попытались сформулировать педагогические условия , способствующие эффективности домашних заданий по физической культуре;
- Для того , чтобы данная форма занятий была продуктивной ,необходимо отслеживать динамику развития физической подготовленности . В этих целях может быть разработан дневник домашних заданий , включающий следующие разделы ;
1. Название упражнения или задания:
2. Содержание домашнего задания:
3. Дата выполнения домашнего задания по физической культуре:
4. Динамика результатов двигательного тестирования (таблица физкультурных показателей – пульса , частоты дыхания в покое ) и данных физического развития (массы тела (вес , рост):
5. Памятка для родителей , позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком
- В состав домашних заданий целесообразным является включение таких физических упражнений , которые школьники могут выполнить самостоятельно. Например , сгибание рук в упоре лежа , поднимание туловища из положения лежа , бег в максимальном темпе на короткие дистанции , упражнения со скакалкой ,обручем , и др.
- Необходимо предусмотреть место выполнения заданных учителем упражнений (дома или на улице),создание соответствующих условий для выполнения физических упражнений:
- Важно учесть и время года ( использовать возможность зимних игр и упражнений , а также видов занятий в другое время года):
- Для повышения эффективности важно добиваться осознанности в полезности выполняемых домашних заданий по физической культуре :
- Необходимо формировать у школьников навыки самоконтроля при выполнении домашних заданий ;
- Важным является проведения подробного инструктажа по выполнению того или иного упражнения .
Контроль за выполнением домашних заданий учитель физкультуры должен осуществлять перед началом каждого урока. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте выполнения задания. Кроме того , учитель может 1 раз в месяц провести контрольное занятие с использованием упражнений , включенных ранее в домашние задания.
Эффективность домашних заданий по физической культуре зависит от соблюдения дидактических принципов , например , доступности в обучении т.е.посильности предлагаемых учителем упражнений. Необходимо учитывать также индивидуальные и возрастные особенности , уровень развития и подготовленности учащихся.
Опыт работы многих учителей показывает , что использование домашних заданий способствует успешному выполнению школьниками учебных нормативов , укреплению здоровья , достижению хороших результатов на выпускных экзаменах.
Таким образом , внедрение в практику обучения домашних заданий по физической культуре , использование дневника домашних заданий , контроля за их выполнением со стороны учителя и родителей , применение компьютерных технологий по оценке и коррекции физической подготовленности – все это необходимые условия эффективности домашних заданий по физической культуре , которые , как и другие формы занятий , способствуют укреплению здоровья и хорошего самочувствия учащихся общеобразовательной школы.

15