Развитие критического мышления на уроках познания мира


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА Е.П. Ященко
учитель начальных классов средней школы №9
Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск
Школа сегодняшнего дня нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных проблем и задач.
Особенностью новых учебных программ начальной школы является то, что они направлены на:
- развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы;
-формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
- развитие духовно-нравственных ценностей;
-формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Обновление содержания образования предполагает отход от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных программах и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е. учащиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях сегодняшнего дня приобретает доминирующее значение.
Ребёнок, появившись на пороге школы, уже достиг определённой ступени развития. Школьное обучение обязательно должно учитывать этот фактор.
Сегодня одной из главных проблем обучения является достаточно низкий уровень самостоятельности и мотивации учащихся, снижение познавательного интереса. Именно над этим необходимо работать уже в начальных классах. Ребёнок должен «хотеть идти в школу», ощущать радость от общения с учителем, с одноклассниками – только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение развивающим. Педагогу необходимо сделать так, чтобы ребёнок в процессе учебно-познавательной деятельности, не только использовал, но и осознавал приёмы учебной работы, то есть понимал, что он делает и зачем.
R.J.Alexander, говоря о развитии детей, акцентировал внимание на том, что «вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована». [1, с.156] А ведь это как раз и есть развитие у учащихся способности мыслить критически.
Почему же так важно научить детей мыслить критически? Мне кажется, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного творческого поиска и решения проблем, то есть оптимальные условия для развития и повышения познавательной деятельности учащихся.
Рассматривая модуль «Обучение критическому мышлению» мы связываемся с понятием личностно-ориентированного обучения. Оно включает в себя не только проявление детской любознательности, но и выработку ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, явление или событие, способность и умение отстоять свое мнение с помощью доказательств, логики.
Работая над среднесрочным планированием серии последовательных уроков познания мира во 2 классе, старалась, чтобы на каждом из них можно было проследить развитие критического мышления. Я старалась подобрать разнообразные методики и приемы, направленные на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем творческую, исследовательскую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ребенку обобщить и систематизировать приобретенные знания.
Таблица 1. Стратегии критического мышления в серии последовательных уроков
Этап вызова Этап осмысления Этап рефлексии
1 урок Работа с карточками «Собери группы» Стратегия «Карусель экспертов»
Стратегия «Светофор» Проблемные вопросы
Стратегия «Лестница успеха/пьедестал»
2 урок Проблемные вопросы
Дифференцированные/
разноуровневые карточки по выбору Постер
Стратегия «Чтение с пометами» Стратегия «Задай вопрос – получи ответ»
3 урок Стратегия «Быстрый миллионер» Стратегии «Мозговой штурм», «Чистая доска» Стратегии «Собери цепочку», «Дополни предложение»
4 урок Стратегия «Действующая тройка» Стратегии «Моделирование»,
«Идем в гости!» Стратегии «Расскажи, о чем узнал», «Дополни предложение»
Урок «Разнообразие мира животных» был первым в серии последовательных и первым (из шестнадцати) в разделе «Жизнь животных»
В перечне подходов критического мышления «обсуждение и диалог являются наиболее предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу» [1, с.156]
Я понимала, что сразу перейти к групповой работе (где наиболее ярко может просмотреться обсуждение) у меня не получится, поэтому приняла решение акцентировать внимание на умении детей работать в парах (то есть на умении детей вести доказательный диалог).
В первом задании для подготовки к восприятию новой темы предложила ребятам набор картинок и поставила задачу: разложить все изображения по группам. Предполагалось, что групп может быть две (предметы неживой природы и предметы живой природы) или три (предметы неживой природы, животные, растения). Эту работу я предложила выполнить в парах.
Сначала дети смотрели на меня и ждали, что им хотя бы будет названо количество групп. Но, убедившись, что этого не будет, принялись за работу. Результат превзошел все мои ожидания! Да, как и предполагалось, увидела и две, и три группы. Но были пары, которые разбили картинки на пять, шесть групп и даже больше. Дети мыслили не по шаблону, не так, как думала я! Это обнадёжило, утвердило меня в мысли, что иду верным путем. Данное задание помогло понять, насколько мои ученики способны мыслить критически.
Каждая пара работала по своему: некоторые пошли по легкому пути, самому очевидному (как раз тот, на который я опиралась – две-три группы). Другие тоже начали с этого, но, справившись раньше положенного времени, не остановились и продолжили работу. У таких пар получилось по четыре-пять групп. А были пары, которые с энтузиазмом и заинтересованностью сразу погрузились в задание. Вот именно у этих пар количество групп было ограничено не временем, а количеством места на парте и количеством картинок.
Считаю, что данный результат является показателем имеющихся навыков у учащихся, именно в этих парах дети мыслили критически. Для них не существовало рамок, стандартов, поэтому их мыслительная деятельность была направлена на то, чтобы проверить самих себя и своего напарника, постараться показать и доказать, что они многое знают и умеют.
После выполнения первой части задания каждая пара должна была рассказать, сколько и каких групп у них получилось. Заслушивали результаты ребята из тех пар, у которых было больше всего групп. Выслушав пару, они дополняли их, предлагали пересмотреть картинки (а наборы у каждой пары немного отличались друг от друга) и найти еще возможные решения. Моя задача заключалась в том, чтобы мои «эксперты» не увлеклись, а продолжили заслушивать пары.
Данный прием «Карусель экспертов» помог ребятам оказать взаимопомощь, поддержку. Они, а не я, указывали на еще возможные варианты. Они сами «заставляли» друг друга работать более качественно. Это позволило порассуждать, задуматься о своих возможностях, победах или неудачах, то есть подойти к себе более «критично».
Используя для самооценивания стратегию «Светофор» могла наблюдать, в каком положении находится та или иная пара, нужна ли им моя помощь. Могла сравнить свою формативную оценку с оценкой ребят, соотнести её с работой каждой пары. А ребят данная стратегия заставила задуматься о своей деятельности.
Всеобщее обсуждение позволило ученикам без труда назвать тему урока, самим определить задачи урока и даже назвать новые понятия темы: «хищники», «травоядные» и «всеядные». Это показало, как учащимися класса воспринимается процесс критического мышления, который «включает сбор информации, оценку и критический анализ доказательств, обоснованные выводы и обобщения, пересмотр предположений и гипотез на основе опыта» [1, с.154]
Новая форма работы – рефлексия в конце урока - заставила ребят задуматься о себе, о своей работе, об изменении в своих знаниях. Это тоже явилось, в своем роде, критическим подходом в обучении.
Они с удовольствием размещали себя на «пьедестале» или ступенях «лестницы успеха» и свободно комментировали свой результат. Конечно, многие были «победителями», но, что меня порадовало, были и такие ребята как, например, Д., который «занял второе место», «…потому что еще не совсем хорошо работал на уроке»
На втором уроке «Условия необходимые для жизни животных» для проверки домашнего задания предложила на выбор дифференцированные/разноуровневые карточки. В них содержались задания на знание, понимание, применение и анализ пройденного материала.
Ребята, познакомившись с содержанием карточки, выбрали для себя ту, которая содержала наиболее интересное для них задание. Это позволило мне определить уровень самооценки, обратить внимание на тех детей, которые были не уверены в своих знаниях и возможностях, и поэтому выбирали для себя карточку с более простым заданием.
Знакомство с темой урока было основано на уже имеющихся знаниях учащихся из программы первого и второго классов, поэтому предложила составление постера в малых группах. Для этого детям было необходимо выбрать из имеющегося набора картинок только те, которые на самом деле отображали необходимые условия для жизни животных.
Постеры получились разные. При защите своей работы спикерам групп нужно было доказать, почему именно эти изображения они поместили на свой постер. А представители других групп выражали своё согласие со спикерами или приводили аргументированные доводы, почему мнение выступающей группы они считают ошибочным. При этом ребята учились правильно доказывать свою точку зрения: приводили логические доводы, делали выводы и умозаключения. Это так же показатель критичности мышления школьников.
Для подтверждения выдвинутой общими усилиями гипотезы о необходимых условиях жизни животных предложила ребятам стратегию «Чтение с пометами». Для концентрации именно на нужном тексте статьи учебника набрала его на отдельных карточках. На них же сделала памятку, что обозначает та или иная пометка: знак «плюс» в начале строки означал, что ребенку «все понятно», «вопросительный знак» - «есть вопросы», а «восклицательный знак» возле слова или понятия показывает - «это новое, хочу узнать больше».В каждой группе ребята получили разные тексты, каждый из которых говорил об одном из необходимых условий для жизни животных. Сильно мотивированные ученики получили задание со схемой, отображающей взаимосвязи всего живого в природе. После чтения текстов участники группы рассказали друг другу о прочитанном отрывке (то есть об условии жизни), а ученики по схеме подвели итог: для того, чтобы животное жило, нужны все пять обязательных условий, необходима их взаимосвязь. Отдельно были разобраны пометы: что для одних стало «открытием урока», для других было известным, уже давно открытым. Внимание уделили возникшим вопросам. Ответы на них старались дать участники групп, то есть дети взаимообучались, делились своими знаниями и мыслями. [2] Порадовались, что многое из нового материала было для ребят уже знакомым: звучали слова: «А мы в первом классе это учили!»
Таким образом, все ученики познакомились с материалом самостоятельно и при помощи одноклассников. Моя роль, как педагога, состояла только в наблюдении и координации работы групп. Слабо мотивированным ученикам уровня С при необходимости оказывала помощь и поддержку: подбадривала, помогала наводящими вопросами.
На третьем уроке «Чем и как питаются животные?» для проверки уровня знаний и понимания материала использовала стратегию «Быстрый миллионер» с использованием «тонких» и «толстых» вопросов. Ребятам за определенное время предлагалось в группе ответить на такое количество вопросов, которое позволит им «заработать» больше других, стать «миллионером».
Как оказалось, немногие приняли решение брать «дорогие» вопросы. Это ставит передо мной задачу: научить детей не бояться трудностей, быть уверенным в собственных силах. А еще развивать навык беглого чтения, так как я подозреваю, что много времени мои ученики потратили именно на чтение самих вопросов, а не на ответы на них.
Стратегия «Мозговой штурм» позволила ученикам после просмотра видеороликов быстро и достаточно точно определить тему урока и его цели. А обсуждение в группе слов «засада, пищевая цепь, загоняют, выслеживать, защитная, приспособления» по стратегии «Чистая доска» позволило провести не только подготовительную работу к восприятию нового материала, но и расширило словарный запас учащихся.
Развитие критического мышления на четвертом уроке серии «Как животные приспособлены к среде обитания?» проходило через стратегии «Моделирование» и «Делегирование», которую я для детей назвала «Пошли в гости!». Работая в группах, учащиеся создали модели различных животных и должны были своим «гостям» рассказать о том, как эти животные приспособлены к среде обитания. То есть обучение детей строилось через развитие диалога, через умение рассказать о своей точке зрения и доказать её, уметь говорить чётко и доказательно.
Если рассматривать этапы уроков, то можно сделать вывод: обучение критическому мышлению может происходить на любом (каждом) этапе. Главное, продумать задание (стратегию), которое позволит это сделать. Соглашусь с авторами Программы в том, что оптимальный путь для успешного обучения детей критическому мышлению – «стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта» [1, с.154]. Поэтому вопросы о том, «Где тебе пригодится материал сегодняшнего урока?», «Встречалось ли тебе в жизни данное явление?» помогали не только повторить материал, но и переосмыслить его, переложить его на собственный жизненный опыт.
Отдельно следует сказать о том, что рефлексия урока и рефлексия обучения критическому мышлению – разные вещи. Их различие состоит в цели использования: например, стратегия «Светофор» может быть просто рефлексией эмоционального состояния учащихся на уроке, а может стать (как на уроке №2) рефлексией по критическому переосмыслению своей деятельности или своего понимания изученного материала.
Считаю, что большую роль в переосмыслении собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний произошло у детей именно на стадии рефлексии.
Используя некоторые методы и приемы развития критического мышления, я смогла добиться следующих результатов:
-У учащихся изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
-Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
-Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
-Сформировалось умение высказываться логично, умение составлять и задавать вопросы.
-Повысилась активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.
Отдельно хочется акцентировать внимание не том, что через использование стратегий по обучению критическому мышлению можно интегрировать идеи всех модулей Программы.
Их использование позволяет теперь совсем по-другому, по-новому взглянуть на построение и проведение урока.
Необходимо, чтобы во главе урока был поставлен ученик. Моя учительская роль в том, чтобы не просто передать ему готовые знания, а делать все для того, чтобы он сам добывал эти знания, использовал их на уроке и применял в жизни. Мы должны стать равноправными партнерами в учебном процессе.
Список литературы:
Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень
Ресурсы Неделя 3 День 3