Анализ эффективности работы предприятия с грузоперевозками на предприятии ООО «Колорит»


Министерство образования Нижегородской области.
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»
Анализ эффективности работы предприятия с грузоперевозками на предприятии ООО «Колорит»

г.о.г. Шахунья 2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1.Виды грузоперевозок…………………………………………………..5
2.Анализ эффективности ООО «Колорит»……………………………...8
2.1.Краткая характеристика предприятия………………………………8
2.2. Эффективность работы предприятия с грузоперевозками……….16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда в России происходит переход к рыночной модели функционирования экономики, роль отдельного предприятия как самостоятельного субъекта экономического кругооборота значительно возрастает. В условиях экономической реформы отечественные предприятия вынуждены пересматривать политику производства и сбыта продукции, а также материально-технического обеспечения, транспорта, складского хозяйства. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение указанных целей, является эффективное управление запасами материальных ресурсов на предприятии. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления запасами, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга. Сложившаяся на большинстве российских предприятий кризисная ситуация обусловливает необходимость формирования современного методического обеспечения и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности их производства.
Исходя из этого, на большинстве предприятий наибольшее внимание приходится уделять подсистеме сбыта, так как здесь преобладают новые для предприятий процессы, нуждающиеся в постоянном усовершенствовании в условиях динамичной внешней и внутренней среды. Эффективное управление распределительной подсистемой является одним из важнейших условий выживания и успешного функционирования производственной системы. Такая точка зрения правомерна, так как для обеспечения эффективности всей производственной деятельности в целом необходимость уметь предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе, является наиболее важным условием.
Целью производственной практики является исследование практических вопросов по формированию эффективной системы управления запасами. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи прохождения практики:
анализ теоретических основ и терминологического аппарата теории управления запасами, существующих теоретических подходов к совершенствованию систем управления запасами;
исследование системы управления запасами в концепциях общей теории систем и системного подхода;
разработка методических рекомендаций по формированию системы управления запасами предприятия;
разработка подходов по совершенствованию деятельности и оценке качества функционирования системы управления материальными запасами предприятия;
постановка, формализация и реализация задачи формирования эффективной системы управления запасами предприятия.
Объектом практики является ООО «Колорит».
Предметом практики являются теоретические, методические и практические вопросы совершенствования деятельности систем управления запасами предприятий.
Теоретической и методологической основной практики послужили теория рыночной экономики, теория управления, системный подход, финансовый менеджмент, экономико-математическое моделирование.
1. ВИДЫ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
Грузоперевозки — это комплексная работа по перемещению груза, каким либо транспортом. В России экономический спектр грузоперевозок, на данный момент, выходит на лидирующие позиции, связанно это прежде всего с экономическим подъемом страны. Уровень внешней торговли увеличивается, темпы производства так же идут вверх, именно данные факторы благоприятно всего повлияли на динамику развития сферы грузоперевозок.
Разделяются грузоперевозки на четыре вида:
•Железнодорожные грузоперевозки (перевозка груза на поездах)
•Автомобильные грузоперевозки (перевозка груза с помощью тягача, фуры, сцепки)
•Авиаперевозки (перевозка груза самолетом, вертолетом)
•Грузоперевозки водным транспортом (перевозка груза баржами, пароходами)
Грузоперевозки, совершаемые при помощи железнодорожного транспорта являются очень и очень экономичными и дают огромные возможности для перевозки достаточно больших объектов. Почти весь транспорт проигрывает по своим характеристикам грузоподъемности железнодорожному транспорту. Это позволяет быть данному виду грузоперевозки одним из самых популярных в горнодобывающем производстве и в тяжелой промышленности. Одной из главных задач развития экономики данной сферы транспортной отрасли является создание полноправного конкурентного рынка как для непосредственных уча-стников процесса транспортировки, так и для субъектов внутри самой отрасли.
Чаще наиболее прибыльным решением для перевозки груза являются автомобильные грузоперевозки. Груз доставляет получателю без дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, уменьшая шансы повреждения груза, ускоряя процесс доставки и более выгодную стоимость грузоперевозки.+ Большинство транспортных компании имеют в своем автопарке малотоннажный и крупнотоннажный автотранспорт, длинномеры, тягачи и рефрижераторы. Благодаря такому автопарку, транспортные компании берутся за грузоперевозки различной сложности: габаритные, сборные, негабаритные опасные и прочие грузы. Огромное преимущество автомобильных грузоперевозок от железнодорожных грузоперевозок, независимость от железных дорог, позволяющая создавать индивидуальные маршруты перевозки грузов и избегать трудно пересекаемые участки пути. Транспортные компании так же предлагают прочие услуги, такие как: страхование, сопровождение груза, аренды складов, оформление на таможне. Беря во внимание все положительные стороны грузоперевозок автомобильным транспортом, становится видно то преимущество, которое позволяет лидировать данному типу грузоперевозок по сравнению с остальными видами
Огромнейший плюс авиаперевозок, это доставка груза в любую точку земного шара. На первый взгляд авиаперевозки являются самым простым способом доставки груза, но так ли это? Давайте разберемся. Качественная доставка груза авиаперевозками имеют несколько нюансов, не выполнения которых может привести к повреждению груза. Оформление груза при авиаперевозках занимает значительное количество времени, включающее в себя сертификацию перевозимого груза, его страхование и товарно-транспортная документация. При международных перевозках требуется таможенное оформление. При авиаперевозке специальных грузов, потребуется подготовка дополнительной документации. Только после подготовки всех документов для авиаперевозки, происходит погрузка груза, его крепление и упаковка таким образом чтобы избежать повреждений. При авиаперевозках обращайте пристальное внимание на выбор транспортной компании, которая в перевезет груз, благополучно разгрузит его, при необходимости оставит на хранении и сделает все это в максимально сжатые сроки.
Морские перевозки — это один самых сложных и трудновыполнимых видов перевозки . Необходимо строгое выполнение всех требований при данном виде перевозки грузов как от самого заказчика, так и от компании, которая оказывает данные услуги. При морской грузоперевозке нужно немалое количество затрат энергетических и трудовых ресурсов. Но можно заметить, что всевозможные сложности с организацией морских грузоперевозок компенсируются всеми предоставляемыми его возможностями. Прежде всего, они связаны с географическим месторасположением разных пунктов доставки и погрузки какого-нибудь объекта. Данный вид транспортировки является самым медленным и самым дешевым среди всех возможных видов перевозки грузов. Чаще всего, это вид доставки грузов осуществляется в контейнерах, которые имеют стандартные, принятые во всем мире, характеристики: габариты, массу, особенности конструкции. Сегодня используются такие виды морских контейнеров, как 3, 5, 10, 20, 40 и 45 футов. Использование подобных «емкостей» позволяет обезопасить груз от внешних воздействий.
Ни одна компания не обходится без услуг грузоперевозок, это неоспоримый факт. Не стоит говорить о перенасыщении данного вида услуг, здесь важными факторами являются, быстрая и качественная доставка груза. Именно от них зависит успех компании занимающейся грузоперевозками. Такие компании не только перевозят груз, но и страхуют его, подготавливают документы, занимаются таможенным оформлением, а так же предоставляют места для хранения груза.
Отдел логистики транспортной компании, прокладывает оптимальный маршрут перевозки груза, подготавливают подходящий транспорт для его погрузки и перевозки, оформляет разрешения на перевозку, проводит мониторинг передвижения груза по выбранному маршруту до точки доставки.
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО «КОЛОРИТ»
2.1. краткая характеристика предприятияТранспортная компания ООО «Колорит» начала свою деятельность в 2013 году в Шахунье. На тот момент основной деятельностью компании была перевозка небольших партий грузов по Шахунье и Шахунскому району собственным транспортом. Далее с ростом объемов перевозок и прибыли, компания расширила область своей деятельности и стала предлагать услуги по перевозке грузов по Нижегородской области. Это потребовало дополнительного привлечения подвижного состава на условиях аренды, который впоследствии поспособствовал увеличению количества единиц собственного подвижного состава. И уже в 2015 году руководством ООО «Колорит» было принято решение о дополнительных экспедиторских услугах.
На сегодняшний день ООО «Колорит» является небольшой экспедиторской компанией и предоставляет следующие услуги: автомобильные перевозки грузов по Шахунье и Шахунскому району, перевозки грузов по Нижегородской области, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Основным направлением деятельности фирмы являются перевозки грузов по Нижегородской области автомобильным транспортом.
В своей работе компания «Колорит» делает ставку на работу с ключевыми клиентами и всячески стремится сохранить их, несмотря на высокую конкуренцию в транспортно-экспедиторской отрасли. Большинство российских предприятий занимается организацией доставки грузов только отдельными видами транспорта. Анализ результатов деятельности отечественных транспортно-экспедиторских предприятий позволяет говорить о том, что большинство из них находится на низком уровне развития, характеризующимся нестабильной работой, большими затратами, высокими тарифами на услуги низкого качества и, как следствие, низкой рентабельностью. К наиболее существенным факторам, оказывающих отрицательное влияние на функционирование отечественных транспортно-экспедиторских предприятий, следует отнести:
— частые и резкие изменения структуры спроса на транспортно-экспедиторские услуги;
— недостаточное техническое оснащение;
— отсутствие развитой нормативной базы, игнорирование существующих норм и стандартов;
— недостаточная специализация транспортно-экспедиционных предприятий;
— отсутствие или необоснованность оперативных и перспективных планов.
К сожалению, фирма «Колорит» не лишена данных недостатков, а так же всегда существует фактор риска потери, кражи или порчи груза, например, при транспортировке груза из Уреня до Нижнего Новгорода может испортиться или быть украдена часть груза на сумму 85 тыс. руб. Собственные финансовые ресурсы торговой фирмы составляют 118 тыс. руб., тогда, коэффициент риска равен:
Кр = У / С,
где У - максимально возможная сумма убытка, руб;
С - объем собственных финансовых ресурсов, руб.
Кр = 85000 / 118000 = 0,72
Но индивидуальный подход к заказчикам, честность и желание идти на компромиссы позволяют фирме держаться на плаву во время экономического кризиса и сохранять ключевых клиентов.
В зависимости от требований заказчика и условий перевозок, ООО «Колорит» использует несколько принципиальных схем работы:
Первая схема - «экспедитор»: транспортный посредник – экспедитор – действует в интересах грузовладельца или лиц, заинтересованных в грузе; объект работ и услуг экспедитора – груз. (Рис.1).

Рис.1. Взаимоотношения экспедитора с грузовладельцем и перевозчиком.
При данной схеме работы с заказчиком заключается договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, а экспедитор заключает с перевозчиками договоры конкретно на перевозку груза. Подобная схема наиболее применяемая в работе ООО «Колорит».
Рассмотрим порядок работы при использовании первой схемы, когда необходимо только перевезти конкретный груз.
Заявки на перевозки менеджеры получают по телефону или по электронной почте. Для облегчения работы заказчика по оформлению заказа используется типовой бланк заказа, который содержит следующие реквизиты:
— информация о заказчике;
— предполагаемый вид транспорта;
— название груза, количество, условия перевозки и хранения;
— места отправления и назначения;
— время отправления и прибытия;
— требуемые дополнительные услуги;
— стоимость и порядок оплаты ТЭУ.
Далее начинается обработка заявки.
Вторая схема – «агент»: транспортный посредник – агент – действует в интересах перевозчика; объект работ и услуг агента – транспортное средство (Рис.2).
Агент
Перевозчик

Договор транспортного агентирования

Рис.2. Агентские взаимоотношения с перевозчиком.
При данной схеме работы агент, исходя из провозных возможностей перевозчика, подыскивает различные грузы для перевозки, и при заключении договора считается третей стороной и получает вознаграждение от перевозчика. Данная схема довольно редко применяется в жизни, т.к. перевозчики, не желая платить агентские вознаграждения, сами находят загрузки, а иногда на не совсем выгодных условиях.
Проанализировав данные схемы работы, можно сделать вывод, что область пересечения основных экономических интересов участников торгово-транспортных отношений образуется на стыках между грузовладельцами и перевозчиками, между грузовладельцами и транспортно-экспедиторскими компаниями, между экспедиторскими предприятиями и перевозчиками. Изначально заказчик и фактический исполнитель заказа находятся на экономически противоположных полюсах: клиент желает сэкономить на транспортной составляющей в общей себестоимости продукции, а перевозчик как производитель транспортной услуги хочет дороже ее продать. Поэтому экспедитор должен согласовать экономические, технические, технологические и правовые требования обеих сторон на этапе организации перевозки. Кроме того, он играет роль независимого арбитра в случае каких-либо неисправностей при перевозке. Его функция – профессионально находить компромиссы в соотношении цены и качества транспортного процесса для каждой стороны договора.
Каждого участника транспортного взаимодействия отличают требования, цели и экономические интересы, представленные в таблице 1:
Участники
рынка Экономичес-кая функция в логистической цепочке Экономичес-кий интерес при сотрудничестве Технологи-ческие требования к транспортному процессу Решение спорных вопросов Действия в спорных ситуациях
Заказчик Формирование спроса на транспортные услуги Минимизация транспортных затрат Формируется в зависимости от вида груза С выгодой для себя Выставле-ние штрафных санкций
Перевоз-чик Формирование предложения на транспортные услуги Максимизация прибыли АТП Формируется в зависимости от технических возможнос-тей ТС С выгодой для себя Выставле-ние штрафных санкций
Экспеди-тор Мониторинг рынка транспортных услуг (отслеживание спроса/предло-жения) Согласование экономичес-ких интересов Согласуются с параметрами груза и тех. возможностями ТС Поиск компромис-са Поиск компромис-са
Таблица 1. Поведение участников транспортного рынка
При третьей схеме работы совмещаются функции экспедитора и агента (Рис.3). В системе транспортно-экспедиционных услуг «экспедиторы-агенты» занимают особое место вследствие их специфического положения на рынке. Это предопределяется традиционной для транспортной деятельности проблемой поиска партнеров – продавцы и покупатели не знают, где им найти надежных перевозчиков, а последние нуждаются в гарантированных объемах перевозочной работы, т. е. ищут грузовладельцев. Поэтому обе заинтересованные группы могут обратиться к профессиональным посредникам рынка транспортных услуг. Главное, что поручает грузовладелец экспедитору, – найти перевозчика, который бы его устраивал по заданным требованиям, условиям и характеристикам для исполнения договора перевозки. Кроме поиска надлежащего перевозчика, на экспедитора возлагаются исполнение услуг договорного характера и, как правило, иные функции по работе с грузами. Агент же является «экспедитором перевозчика», направляя основные усилия на коммерческую работу по обеспечению загрузкой автомобиля с учетом минимизации холостых пробегов и простоя автотранспорта в ожидании погрузки.

Рис. 3. Взаимоотношения «экспедитора-агента» с участниками транспортного процесса.
Таким образом, независимый транспортный посредник «экспедитор-агент» по сути своей является исполнителем двух клиентов. Фактически он представляет интересы и выполняет требования, связанные с заключением и исполнением договора перевозки груза, как грузовладельца, так и перевозчика. Двойственное положение «экспедитора-агента» на рынке транспортных услуг может быть устойчивым только в том случае, если он проявляет нейтралитет по отношению ко всем грузовладельцам, перевозчикам и иным транспортным посредникам.
При планировании доставки нужно учитывать все требования. Только в этом случае клиенты будут заинтересованы в заключение договора на доставку грузов.
Цели клиентуры в большинстве случаев вступают в противоречие друг с другом в большей или меньшей степени. Так, требование своевременной доставки грузов обуславливает привлечение дополнительных усилий по организации и оперативному управлению перевозочным процессом и, следовательно, приводит к дополнительным затратам, что противоречит цели минимизации затрат на транспортировку.
Для клиентов характер целей и их значимость могут отличаться в разные моменты времен. При стабильном спросе на продукцию фактор общей стоимости доставки часто является более значимым по сравнению с фактором срока доставки. Однако при резком повышении спроса на продукцию клиенты всегда готовы платить больше за срочную доставку. В зависимости от вида перевозимого груза может меняться степень срочности доставки или, например, требования по сохранности при осуществлении перевозки.
А также в процессе организации перевозок, важную роль играет выбор перевозчика, т.к. он осуществляет процесс перемещения.
Качество перевозки ассоциируется с качеством работы экспедитора.. В процессе выбора перевозчика применяются следующие критерии :
1. Надежность времени доставки.
2. Сквозной тариф на доставку «от двери до двери».
3. Транзитное время.
4. Готовность перевозчика к оперативному пересмотру соглашений.
5. Благонадежность перевозчика.
6. Возможность предоставления транспорта в нужном объеме в нужное время.
7. Гарантии сохранности груза.
8. Квалификация персонала.
9. Наличие разработанных и апробированных маршрутов.
10. Доступность процедуры заявки.
2.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕдПРИЯТИЯ С ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМИ
Эффективность — продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Требование повышения эффективности управления путем использования систем регулирования запасов предприятия приводит к необходимости разработки оригинальных систем регулирования, учитывающих особенности и специфику конкретной производственно-коммерческой структуры.
На рис. 1.1 представлена логистическая цепь «изготовление – хранение – продажа».
Рис.1.1. Логистическая цепь «изготовление-хранение-продажи»
В результате проведенных исследований достигнута поставленная перед ней цель - разработаны методы анализа вероятностных характеристик стохастической логистической цепи, методы количественного учета возмущающих факторов при оценке ожидаемого экономического результата, методы оптимизации параметров и стратегии поведения изготовителя как участника рынка в условиях конкуренции.
Для эффективной реализации процесса формирования системы управления запасами на предприятии необходимо не только выбрать соответствующий метод управления запасами, но и рассмотреть возможные пути совершенствования данной системы, определив приоритетные направления развития существующей на предприятии системы управления запасами. В рамках исследования выделены возможные подходы для реализации данной цели, всю совокупность которых можно разделить на пять частных направлений (рис. 1.2).
Основные направления
повышения эффективности деятельности системы управления запасами
Совершенствование операций нормирования запасов
Использование информационных технологий
Использование методов ABC-XYZ-анализа
Использование методов
математического моделирования
Логистический подход
Общий метод
Частные методы
Применение
организационных методов

Рис. 1.2. Схема совокупности подходов по повышению эффективности функционирования системы управления запасами
Анализ и исследование основных методов формирования системы управления запасами, а также направлений и способов повышения эффективности системы управления запасами предприятия позволяет выявить отсутствие внимания к рассмотрению данной системы именно как категории системного анализа, исследованию системных характеристик и принципов данного понятия.
В настоящее время условия функционирования отечественных предприятий характеризуются изменчивостью факторов внешней среды, и непостоянством внутренних характеристик управленческой деятельности. Для крупных предприятий, управляющих широкой номенклатурой материальных ресурсов, возникают проблемы при формировании системы управления запасами, вызванные необходимостью применения моделей и методов управления запасами для различных материальных ресурсов и группы складов, что влечет за собой усложнение системы управления, или применения универсальных моделей, которые не могут обеспечить эффективность функционирования системы управления запасами.
Потоки ресурсов циркулируют как во внутренней среде предприятия, так и между предприятием и внешней средой. Внешние ресурсные потоки возникают при: закупке ресурсов у поставщиков; реализации готовой продукции; расчетах с финансово–кредитными органами и государством. Внешним ресурсным потокам соответствует определенное движение денежных средств в наличной или безналичной форме. Эффективность внешних финансовых потоков можно определить с помощью бухгалтерского финансового учета и отчетности о результатах деятельности предприятия.
Внутренние ресурсные потоки возникают в процессе превращения сырья в готовую продукцию. Этим потокам соответствует некоторый условный поток денежных средств, который отражается в документообороте предприятия в стоимостном выражении. Следовательно, внутренние финансовые потоки находят свое отражение в управленческом учете предприятия.
Фирма ООО «Колорит», получив заказ, тщательно рассчитывает наиболее выгодный маршрут, количество финансовых затрат, а также количество автомобилей для перевозки груза. Например, для перевозки 200 т груза автомобилем грузоподъемностью 5 т, со временем в наряде 8 часов, а временем, затраченным на одну поездку 2 часа, количество автомобилей составит:
Ах=Qсут/Qq
где Q сут - объем перевозки;
Q а =q*y*n0- производительность автомобиля;
q - грузоподъемность автомобиля;
у - коэффициент использования грузоподъемности (в нашем случае у=1,0).
n e - количество поездок;
ne=Th/Te
где Т н - время в наряде;
Т е - время ездки.
ne=8/2=4 поездки
Q а =5*2*4=40тонн
Ах=200/40=5 автомобилей
Это означает то, что для своевременной доставки груза и экономии на затратах топлива следует отправить не менее пяти машин.
При этом все заказы проходят только через коммерческую службу и при изменении спроса корректировка плана продаж, а затем и плана снабжения занимает существенное время. В этих условиях представляется целесообразным включить плановый отдел в коммерческую службу предприятия для принятия оперативных управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что их использование на предприятиях позволит значительно повысить эффективность функционирования систем управления запасами, а также позволит использовать их в практике организации процесса формирования систем управления запасами предприятиях.
До настоящего времени нет единого мнения в определении понятия «распределительная логистика». Некоторые исследователи отождествляют сбытовую и распределительную логистику в силу того, что под распределением продукции понимается именно ее сбыт, другие же включают в распределение также хранение и транспортировку продукции. Функциональная область распределительной логистики, по мнению автора, включает не только сбыт продукции, но и распределение производственных ресурсов, хранение и транспортировку ресурсов и готовой продукции, а также послепродажное обслуживание потребителей.
Исследование предприятий с целью изучения процессов распределения и их отличий на предприятиях, производящих различные виды продукции, позволило сделать вывод, что схемы распределения продукции на независимых предприятиях аналогичны друг другу. Основные отличия заключаются в соотношении доли коротких и длинных продаж, а также в географии рынков сбыта продукции. На дочерних предприятиях процесс распределения продукции имеет существенные отличия, что обусловлено самой целью их функционирования, а именно обеспечение подразделений материнской компании необходимой технологической оснасткой. Получение прибыли же является целью второго уровня.
Наиболее характерные виды ресурсных потоков: внутренние (при поступлении готовой продукции из производственных цехов на склад) и внешние выходящие (при отгрузке продукции потребителям); дискретные и стохастические, поскольку процесс реализации продукции не является непрерывным и прогнозируется с определенной долей вероятности; неравномерные и интегрированные, т.к. продукция производится и отгружается потребителям в различном объеме и ассортименте; управляемые, т.к. эффективное управление товарным потоком на стадии распределения улучшает финансовые результаты деятельности предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М.: Проспект, 2013. – 406 с.2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.3. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.4. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2014. – 442 с.5. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – Москва: Эксмо, 2014. – 939 с.6. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2014. – 522 с.7. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.8. Логистика производства: теория и практика: учебник / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев. – Москва: Юрайт, 2014. – 454 с. 9. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – Москва: Юрайт, 2015. – 581 с. 10. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.11. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / В. В. Дыбская. – Москва: Инфра-М, 2012. – 557 с.12. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.13. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие: [для вузов] / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. – Минск: БНТУ, 2012. – 377 с.