Рабочая программа по обществознанию 9класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Белёва Тульской области

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

Протокол № __1__

от « » __августа__2015 г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

_______/С.Н. Морозова /

«___»______________ 2015г.



УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МБОУ «СОШ №3» г.Белёва
ПРИКАЗ №____
от «_____» _______20 15г.

Директор школы:

_______ / А. Б. Семенова /










Рабочая программа
по обществознанию
9 класс




Составитель:
учитель истории
МБОУ «СОШ №3»
г.Белёва
Ковардакова
Ирина Александровна






2015 г.







Содержание



1.Пояснительная записка . 3

2. Требования к уровню подготовки учащихся . 4

3.Учебно-тематический план. 5

4.Содержание программы. 5

5.Перечень учебно-методических средств обучения. 6

6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. 7

7.Календарно-тематическое планирование. 10

8.Лист корректировки Рабочей программы 14


























1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования
и примерной авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. «Обществознание 6-9 классы» .М,:Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебного методического обеспечения, формы контроля и критерии оценки знаний, и навыков учащихся, лист корректировки Рабочей программы.
Программа рассчитана на 35часов (1ч в неделю)
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинам
Цели курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1115 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи:
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий;
развитие умений публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога); использовать элементы причинно-следственного анализа; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; сравнивать, сопоставлять, оценивать объекты;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

Программа реализуется с помощью УМК:
Боголюбов Л.Н., Н.И.Городецкая, Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс, М.: Просвещение, 2014г.
Боголюбов Л.Н., и др. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2015.
Болотина Т.В., Певцова Е.А. и др. Права человека. Методическое пособие для учителя. М.: Русское слово, 2012.
Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. М.: Экзамен, 2014

2.Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
круг проблем современного общества и общественных отношений;
познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии;
знать разнообразные явления экономической жизни (производство, обмен, потребление, экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов, безработица);
уметь
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

3.Учебно-тематический план:


Тема
Кол-во часов
Контрольные тесты

1
Введение
1


2
Политика
11
2

3
Право
21
4

4
Обобщение

1



5
Резерв
1


Итого:

35ч



4.Содержание программы

Введение (1ч)
Тема 1. Политика и социальное управление (11ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершенно летних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Обобщение изученного материала и контроль (2ч)

5.Перечень учебно-методических средств обучения:


Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю. и др. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2012.
Болотина Т.В., Певцова Е.А. и др. Права человека. Методическое пособие для учителя. М.: Русское слово, 2014.
Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. М.: Экзамен, 2014.
Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ОГЭ-9 и ЕГЭ. 8-11 классы: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2013.
Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. М.: Эксмо, 2010.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
Петрунин Ю.Ю. Словарь по обществознанию. М.: КДУ, 2005


6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся:

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Формы текущего и итогового контроля: поурочный, промежуточный, тематический, итоговый.
Формы контроля:
тестовый контроль,
проверочные работы,
диктанты,
индивидуальный устный опрос,
фронтальная письменная работа.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание таблиц и использование их.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений;
Понимание основных обществоведческих взаимосвязей;
При решении задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание обществоведческой номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области обществознания (неумение пользоваться таблицами и т.д.);
Преобладают формалистические знания;
Знание таблиц недостаточное, показ на них сбивчивый;
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании таблиц.
Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки
Оценка самостоятельных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.

7.Календарно-тематическое планирование:

















Согласовано
Заместитель директора
по УВР
МБОУ «СОШ №3» г. Белёва
_________ С.Н.Морозова
«____»__________2015г.










Календарно-тематическое планирование

по обществознанию на 2015/2016 учебный год

9 класс






Составитель:
учитель истории
МБОУ «СОШ №3»
г. Белёва
Ковардакова
Ирина Александровна












№п/п
Тема урока
Элементы содержания
или основные
понятия урока
Формы контроля
Дата проведения





план
факт

1
Введение.
Обществознание. Науки, изучающие общество.

Науки, изучающие общество.
Учебник обществознания и его специфика
Беседа по новому материалу




Тема 1Политика –(11ч)






2
Политика и власть. Демократия , ее развитие в современном мире.

Понятие политики,
основные сферы общественной жизни.
Текущий: опрос по новому материалу,



3
Государство и его признаки и формы. Принцип разделения властей..Участие граждан в политической жизни страны.
Признаки государственной власти.
Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради



4
Формы правления государственно-территориального устройства.Местное самоуправление.
Образование государств
Устный опрос по домашнему заданию.



5
Формы правления государственно-территориального устройства.
Работа с учебником
Устный опрос по домашнему заданию.



6
Входная контрольная работа: «Политические партии, их роль в жизни общества.»
Основные закономерности развития государства.
Устный опрос по домашнему заданию.



7
Анализ работ.
Политические режимы.
Социальный прогресс и политические формы.
Устный опрос по домашнему заданию.



8
Правовое государство, его типы.Роль права в жизни общества и государства
Личность. Индивидуальность, право.
Терминологический диктант



9
Гражданское общество и государство.Принципы и нормы права
Развитие общества в правовом государстве.




10
Участие граждан в политической жизни страны.
Р.К.Политические партии и движения в Тульском крае.
Сфера политической жизни и её особенности. Культура личности и общества.
Текущий: опрос по новому материалу,



11
Роль СМИ в жизни общества.
Р.К. Белев и СМИ.


СМИ, интернет
Терминологический диктант



12
Контрольные тесты «Система законодательства.Базы правовых данных»
Долг. Совесть. Объективные обязанности политика.
Текущий: опрос по новому материалу,




Тема 2 Право (21+2ч)





13
Анализ работ.
Право, его роль в жизни общества и государства.
Значимость права и его роль в жизни граждан
Текущий: опрос по новому материалу,



14
Правоотношения и субьекты права.
Терминология
права
Устный опрос по домашнему заданию.



15
«Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность» -итоговые тесты за полугодие
Долг, честь, совесть молодежи.
Составить конспект лекции



16
Анализ работ.
Место правонарушений в жизни подростка. Презумпция невиновности.
Незнание закона -не освобождает от ответственности
Проверка д/з



17
Правоохранительные органы.
Что такое нормы права .
Текущий: опрос по д/з, индив. задания



18
Конституция РФ. Основы конституционного строя в РФ
Основные вопросы Конституции.
Устный опрос по домашнему заданию



19
Права и свободы человека и гражданина. Права ребенка и их защита.
Собственность. Право собственности.
Терминологический диктант



20
Контрольные тесты
« Право в РФ».

Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы



21
Анализ работ.
Гражданские правоотношения.Правовой статус несовершеннолетнего
Нормы гражданского права
Устный опрос по домашнему заданию.



22
Право на труд. Право на собственность и на землю.
Р.К.Трудовые правоотношения в Тульском крае..
Содержание и функции трудовых договоров.
Фронтальный опрос, беседа по новому материалу



23
Семейные ценности. Права и обязанности родителей и детей.
Р.К.Демография в Тульском крае.
Семейный бюджет, проблемы отцов и детей.
Устный опрос по домашнему заданию.



24
Административные правоотношения, нарушения, наказания..
Город и администрация
Понятийный диктант



25
Уголовно-правовые отношения. Судебная тема-адвокатура, нотариат.
Кодекс, правонарушения, закон
Понятийный
диктант



26
Социальные права.
Р.К.Защита социальных прав в Туле и области.
Жизнь социума- главный показатель развития гос-ва
Понятийный диктант, тестирование



27
Контрольные тесты «Правовое государство »

Понятийный диктант, тестирование



28
Анализ работ.
Международно-правовые акты

Декларация прав человека
Взаимоконтроль в ходе парной и групповой работы



29
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Структура образования в государстве
Понятийный диктант, тестирование, решение экономических задач



30
Роль образования в современном мире
Интернет, ученый мир




31
Итоговая контрольная работа за год
«Право и его значение»

.
Текущий: опрос по новому материалу,



32
Анализ работ.
Право и социальный конфликт.
Социальный конфликт, пути его разрешения
Устный опрос по домашнему заданию. Проверка таблицы в рабочей тетради



33
Гражданские права и обязанности
Строение общества.
Взаимоконтроль



34


Урок обобщения знаний, подведение итогов.

Этнические группы.
Текущий: опрос по новому материалу,



35
Резерв.







Итого: 35 часов



















8.Лист корректировки Рабочей программы
по обществознанию
9класс


п/п
Дата
Содержание корректировки
Примечания






























































































































13PAGE 15


13PAGE 141415






 "ц15