Рабочая программа по обществознанию 9класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Красноярского края:
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Красноярского края:
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ
Учебник:
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ, ООО ТИД «Русское слово»
Рабочие тетради:
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»
Пособия:
1. Хромова И.С. . Тесты по обществознанию 8-9 класс
2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы
3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.
Рабочая программа 9 класса рассчитана на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволяет ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; способствует определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; способствует формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:
Историей – тема «Власть» 9 кл., «Государство» 9 кл., «Формы правления» 9 кл.
Географией – тема «Социальная структура населения Красноярского края» 8 кл.
Курс 9 класса представляет собой относительно завершенную систему знаний. Даёт наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Содержание курса 9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления происходящие в регионе.
В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК –3 часа. Основным методом изучения вопросов регионального компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках использую современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
Содержание учебного предмета, курса
(для классов по ГОС)
Раздел курса Содержание раздела К-во часов ЗУНыГлава 1. Политическая сфера. Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии.
11 ч. Знать:
Какие существуют формы проявления влияния в обществе;
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет, становление власти в качестве политического института общества, разделение властей, властные отношения и социальная иерархия, борьба за власть.
Определение политической системы общества.
Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма.
Понятие об источнике власти.
Классификация форм правления
Два значения гражданского общества.
Признаки гражданского общества.
История развития и сущность гражданства. Гражданство и подданство
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.
Менталитет. Референдум. Избирательная активность молодежи
Признаки политической партии.
Уметь:
Пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.
Глава 2. Человек и его права. Право, его сущность и особенности. Закон и власть. Конституция. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. Труд и право. Правовые основы брака и семьи. Правонарушения и виды юридической ответственности. 13 ч. Знать:
Социальные нормы. Функции и сущность права.
Представление о юридической ответственности. Права и обязанности.
Понятие о естественных правах и гражданских правах.
Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм.
Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Уметь:
Моделировать правовые ситуации.
Выполнять практические задания.
Глава 3. Духовная сфера. Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы. Формы культуры, религия. Искусство. Образование и наука. 5 ч. ч. Знать:
Происхождение слова «культура» и его значение.
Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура.
Что такое культурные нормы и чем они определяются.
Особенности молодежной субкультуры.
Что такое религия.
Знать, что представляет собой образование как институт общества.
Что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.
Некоторые особенности мировых религий.
Уметь:
Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия.
Анализировать контркультуру.
Анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.
Разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.
Анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Тематическое планирование
№ Дата (план/факт) Тема урока Кол-во часов Виды учебной деятельности обучающихсяФормы текущего и промежуточного контроля
Глава 1. Политическая сфера. (11 часов)
1. Политика и ее роль в жизни общества. 1 Групповые формы работы, работа с фрагментом документа. Вводное тестирование
Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов
2. Власть 1 Групповые формы работы, составление схемы. Беседа по вопросам, рассказ, практикум.
3. Государство. 1 Групповые формы работы, составление схемы. Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов
4. Национально-государственное устройство. 1 Групповые формы работы, Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов
5. Формы правления. 1 Групповая работа Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов
6. Политические режимы. 1 Индивидуальная работа Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов
7. Гражданское общество и правовое государство 1 Индивидуальная работа. Понятийный диктант.
8. Голосование, выборы, референдум 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам, рассказ, практикум.
9. Политические партии и движения 1 Групповые формы работы Словарик темы, схема «Виды межличностного общения».
10. Местное самоуправление 1 Групповые формы работы Тесты.
11. К/р №1 по теме: «Политическая сфера общества ». 1 Индивидуальная работа Тест.
Глава 2. Человек и его права (12 ч.)
12. Право, его роль в жизни общества и государства. 1 Групповые формы работы Практикум.
13. Конституция – основной закон государства. 1 Групповые формы работы Задания с развёрнутым ответом.
14. Права и свободы человека и гражданина в России. 1 Групповые формы работы Практикум.
15. Право и имущественные отношения. 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам, составление кластера.
16. Потребитель и его права Групповые формы работы Практикум
17. Труд и право. 1 Групповые формы работы Задания с развёрнутым ответом.
18. Семья и право. Права ребенка. 1 Индивидуальная работа Составить схему, выполнять проблемные задания по вопросу ориентации человека в политической жизни.
19. Правоотношения. 1 Групповые формы работы Практикум.
20. Юридическая ответственность. 1 Групповые формы работы Практикум.
21. Отклоняющееся поведение. 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам, составление кластера.
22. Уголовное право. 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам, практикум.
23. К/р №2 по теме: «Человек и его права» 1 Индивидуальная работа. Тесты.
Глава 3. Духовная сфера (11 ч.)
24. Что такое культура? Культурные нормы. 1 Групповые формы работы Задания с развёрнутым ответом.
25. Формы культуры. 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам, составление кластера.
26. Религия. 1 Групповые формы работы Задания с развёрнутым ответом.
27. Искусство. 1 Групповые формы работы Практикум.
28. Образование. 1 Групповые формы работы Задания с развёрнутым ответом.
29. Наука. 1 30. Личность. 1 Групповые формы работы Беседа по вопросам.
31. Мораль. 1 Групповые формы работы Сообщение, беседа по вопросам, самопроверка.
32. Семья .1 Групповые формы работы Сочинение-рассуждение.
33. К/Р №3 по теме «Духовная сфера». 1 Индивидуальная работа. Тесты
34. Итоговый урок по курсу. 1 Групповые формы работы Сообщение, беседа по вопросам, самопроверка.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
Основная:
Учебник: И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. - М.: Русское слово, 2009;
Дополнительная:
И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2013.
2. Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.
В) Конституция РФ.
Пособия для учителя:
Авторская программа (Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008 Поурочное планирование. Автор Певцова Е.А. – М.: Русское слово 2006 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса

п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, Учебно-методические комплекты (УМК) для 5-9 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.))
Учебник: И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. - М.: Русское слово, 2007– 400с.
К
Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ
Д
2 Печатные пособия (Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по предмету для 5-9 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки).)И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - М.: Русское слово, 2007 г. Д
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» для 8-9 классов. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
. Д
ГИА -2009: Экзамен в новой форме: обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост .О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. [ФИПИ]
Д
Лазебникова А.Ю., ГИА 2014. Обществознание, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова – М.: Экзамен, 2012. – 141с. Д
Обществознание: сб.заданий для проведения экзамена в 9 классе/[Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; под общей редакцией Г.С.Ковалевой] М.:Просвещение, 2013. – 143с. Д
3 Компьютерные и информационно-коммуникативные средства (Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса предмета))
Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов":http//school-collection.edu.ru/ Д
Презентации по обществознанию на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:http//www/rusedu.ru/subat 32/html Д
4 Технические средства обучения (ТСО) (Видеомагнитофон. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. …)Компьютер Д
Интерактивная доска 5 Демонстрационные пособия
Портреты выдающихся деятелей истории Д
Таблицы по обществознанию для 6-11 классов. Д
6 Экранно-звуковые пособия (Видеофрагменты, СД – диски, электронные программы по предмету и т.д)
Нет. Д
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).