Доклад к презинтации на тему: Мудрость общения

тренинг «Мудрость общения»

Форма проведения занятия – круглый стол
Звучит классическая музыка.
Оборудование и оснащение:
Презентация
Музыкальное оформление
музыка классическая
музыка народная
Высказывания великих людей:
Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – не пустяк.
(А. С.Макаренко)

Никогда еще невежество никому не помогло
(К. Маркс)

Кто властвовать желает над собой – тот должен чувства сдерживать порой
(Д. Чосер)
Цель:
Формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.
Выход из конфликтных ситуаций
Задачи:
Создать доверительную обстановку во время работы;
Познакомить с понятием «общение», с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;
Формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;
Способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.
Ход занятия
Уважаемые коллеги! Сегодня для обсуждения нами выбрана тема: «Мудрость общения». На первый взгляд – что здесь мудрого? Ведь, кажется, все здесь просто – с первых дней своей жизни человек вступает в общение с окружающим миром, и общение, как процесс сопровождает всю его жизнь. Но как часто от неумения находить общий язык с окружающими возникают невзгоды, неудачи и конфликты. В итоге - эмоциональный стресс, подрывающий психическое и физическое здоровье. Каждый человек уникален, неповторим – вот почему надо знать принципы правильного общения. Давайте разберемся, что такое общение?
Психологи понимают под общением, как намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, уровень активности партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Важнейшая цель и итог общения - удовлетворение своих социальных, духовных и биологических потребностей.
Упражнения - разминка «Скалолаз»
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «Скалу», на которой торчать выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача участников пройти вдоль этой «Скалы», не упав «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной из веревки.
Обсуждение:
Какие чувства возникали у участников при выполнении этого задания?
Что помогло, а что мешало справиться с заданием?
Было ли данное взаимодействие общением между вами?
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;

Перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания)
Упражнения – релаксация «Воздушные шарики», «Облака»
Общение – это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяют три.
Анонимное общение – это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.
Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач-больной, руководитель-подчиненный, воспитатель-воспитанник. Так, на производстве подчиненный выполняет распоряжения руководителя, вернувшись домой в отношении «отцы и дети» он же занимает ведущую роль.
Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.
Общение выступает в трех ипостасях:
Коммуникативная функция. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение).
Взаимодействие (интеракция), в котором партнеры обмениваться действиями и поступками, не произнося не единого слова, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд.
Взаимное восприятие (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого, как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к общению.
Упражнение «Передай другому»
Участники тренинга стоят по кругу и по очереди, каждый без слов передает воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает свой предмет другому.
Обсуждение:
Легко или трудно было передавать предмет?
Кому легко?
А в чем были трудности?
Легко или трудно отгадывать предмет?
В чем заключалась трудность?\
Упражнение «Что помню»
Один из участников (по желанию) садится на стул спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего - как можно подробнее описать внешний вид загаданного участника.
Обсуждение:
Легко ли описывать внешность?
В чем трудности?
Почему?
Что труднее?
Кому легко было выполнять задание?
Общительность – это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А. Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.
Каким должен быть общительный человек? Для этого нужно вспомнить своих друзей, коллег, знакомых для того, чтобы составить портрет общительного человека, который обладает важными качествами для приятного и продуктивного общения.
Качества общительного человека:
Тактичность
Умение слушать
Умение убеждать
Интуиция
Наблюдательность
Душевность
Открытость
Участникам предлагается выбрать главные качества. И расставить в том порядке, в каком они считают правильным.

Основные правила ведения беседы или дискуссии
Покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

Стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;

Умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

Не отвлекайтесь, когда говорят другие;

Не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего;

Не бойтесь высказаться;

Четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

Аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;
Не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;

Принимайте в расчет, что вы и собеседник можете обсуждать не один и тот же вопрос;

Следите за тем, чтобы для вас и говорящего, слова имели одинаковый смысл;

Проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно и отличную от вашей;
Имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;

Будьте вежливы и тактичны;

Не злоупотребляйте временем другого;

Не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

Умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: «Правильно ли он понимает меня?», «Правильно ли я понимаю его?»
Упражнение «Глаза в глаза»
Участники садятся на стулья напротив друг друга. Их задача – вести беседу, диалог на какую- либо интересующую обоих тему в течении 3 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение:
Легко ли было вести разговор?
В чем были трудности?
Есть ли удовлетворение от разговора?
Конфликт всем нам знакомо такое тяжелое слово. К нему всегда приводит общение без правил. Ни один конфликт не возникает из ничего и не проходит бесследно.
Конфликт – это столкновение несовместимых желаний у партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны, грозит ущемлением интересов другой.
Причины конфликта: (могут отвечать участники)
Плохое самочувствие, настроении, незнание психологии человека.
Не воспитанный человек может из-за малейшего ущемления интересов, затеять ссору, вылить на окружающих поток негативных эмоций.
Есть хорошее правило: прежде чем добиваться какой- либо цели, взвести свои возможности, средства и главное – последствия предстоящих действий.
В повседневном общении всегда нужно учитывать реакцию людей с различными темпераментами и адекватно на них реагировать, нельзя оправдывать дефекты своего характера только темпераментом.
Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
В наше сложное, напряженное время часто вспыльчивость, обидчивость обусловлены не дефектами воспитания, даже не темпераментом, а болезнью- неврозом. У таких людей ссоры и конфликты возникают острее и труднее решаются. С такими людьми нужно быть более терпимыми, сдержанными, тактичными. Различные обиды могут возникать из-за несоответствия самооценки и оценки окружающих.
Следует не забывать следующие правила при общении в коллективе:
Подчеркивание собственных достоинств, надменность всегда раздражает окружающих.
Причиной излишней обидчивости может стать завышенная самооценка. В этом случае нужно не обвинять окружающих в грубости, а снизить собственный уровень притязаний.
Не допустимо вместо замечания по конкретному давать общую отрицательную оценку личности.
У каждого есть свои особо уязвимые места, с которыми следует считаться.
Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале.
Похвала со стороны человека, чьим мнением дорожат – огромное удовольствие и важный стимул, но преувеличенный хвалебный поток вызывает ощущение неловкости и негативное отношение окружающих.
Да, при общении всегда нужно помнить эти правила. Ведь коллектив при затяжных конфликтах дробится, а это не приводит к решению основных задач. Очень важно не только предупреждать конфликты, но и гасить их последствия.
Предлагается вспомнить способы восстановления эмоционального равновесия:
Занятия любимым делом.
Общение с друзьями, детьми.
Спорт.
Переключение на приятные мысли, воспоминания.
Общение с природой.
Новый наряд, прическа.
Прослушивание музыки по настроению.
«Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя б на час один
В нем музыка свершить переворота»
(В. Шекспир)
Упражнение на восстановление эмоционального равновесия
Звучит русская народная песня «Матрешечки».
Участники танцуют, выполняя танцевальные движения по показу, затем самостоятельно.







15