Литература 5 класс. Урок – зачёт по теме «Устное народное творчество». «Путешествие в Сказоград».


Литературные состязания по теме «Устное народное творчество».
«Путешествие в Сказоград».
Цели урока:
*Проверить знания учащихся по пройденному материалу в форме игры;
*Развивать коммуникативные и кооперативные компетенции;
*Воспитывать уважение и терпимость к чужому мнению, умение корректно завершать общение.
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка целей.
Сегодня у нас необычное путешествие – мы отправляемся вместе с вами в Сказоград. В этом городе нас ждёт встреча с добрыми друзьями, с теми, кто так давно и навсегда вошёл в нашу жизнь. Итак, нам необходимо разделиться на 2 команды, выбрать себе капитанов и название.
1.Станция «Отгадайкино»
Задание командам. Блиц опрос:
*Как называлось транспортное средство очень немолодой сказочной героини?
*Какое хлебобулочное изделие умело самостоятельно передвигаться и говорить?
*Назовите последний контейнер, в котором хранилась жизнь глубокого старца
2.Тише, тише.… Это идут репетиции будущих спектаклей в Театре Юного Зрителя
Выступление учащихся (приготовлены заранее, костюмы готовились самостоятельно). Сценки из русских народных сказок, выбранных на своё усмотрение.
Задание командам: Увидеть в команде соперников интересные находки и похвалить.
Спасибо актёрам! С большим удовольствием посмотрели ваши репетиции, будем ждать ваших выступлений на большой сцене.

3. Продолжая наше путешествие, мы вышли на главную улицу - улицу Поговорок.
Задание командам: Выберите правильное завершение пословицы или поговорки.
Авось да как – нибудь……и так проживём.
…до добра не доведут.
…само дело сделается.
Волков бояться - …ружьём запасаться
…без дров остаться.
…в лес не ходить.
Что в воду упало, то …рыба достала.
… пропало.
…ко дну пристало.
Ум хорошо, а ...два лучше.
…без него проще.
…красота виднее.
Сколько волка не корми, он ...всё равно собакой не станет.
… всё равно не наестся
…всё в лес смотрит
4. В крупном городе очень трудно встретить знакомых, но есть одно место, где люди встречаются очень часто. Конечно же, вы догадались, мы на Торговой площади.
Задание командам: Из всего многообразия сказочных книг, любезно предоставленных нам сегодня школьной библиотекой, можно «купить» только те, которые написал русский народ. Кто больше?
5. Не пора ли нам подкрепиться? Ведь, как известно: скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Приглашаем всех в кафе «Скатерть - самобранка»
Задание командам: Кто кого и в какой сказке так угощает?
«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу - звери рыскучие». («Царевна - лягушка»).
«- Съешь моего ржаного пирожка. – Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся» («Гуси – лебеди»)
«Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!» («Лиса и журавль»)
6. Рядом находиться детективное агентство «Маха и Жужа». Зайдём, попроведаем старых друзей.
Задание командам: Определите, какому сказочному герою принадлежат эти следы? (Козлиный «Алёнушка и братец Иванушка»; коровий «Хаврошечка»; волчий «Иван – царевич и Серый Волк»; гусиный «Гуси - лебеди»; медвежий «Теремок») 7.А вот и супермаркет. Давайте зайдём в Магазин Плюшкина. Непросто нам будет разобраться, кто же здесь был и оставил одну из своих вещей.
Задание командам: Из выставленных вещей выберите те, которые имеют
непосредственное отношение к русским сказкам (малярная кисть, зонт, пирожок, метла, яблоко, ведро, отрез ткани и т.д.)
8.Конкурс капитанов. Кто быстрее соберёт пословицу? Капитанам раздаются конверты. В них на отдельных листочках слова, из которых будут собирать пословицу: «Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает».
II. Подведение итогов.