Урок литературного чтения Русское устное народное творчество (2 класс)


Урок литературного чтения "Русское устное народное творчество" (2 класс)
Задачи:
наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
совершенствовать коллективные формы работы.
Ход урока
I. Мобилизирующий этап урока.
(Дети входят в класс под грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки», становятся в круг).
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
II.  Вступительная беседа.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?
(открываю доску, слово «фольклор» закрыто)
- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором.
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто является их автором?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Сегодня мы постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
- Какие колыбельные песенки знаете вы?
Самая знаменитая колыбельная песенка…
(начинаю я, дети продолжают).
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Давайте исполним эту колыбельную песенку. Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, вели хоровод, теперь колыбельная песня. Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.
Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай.Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).
Проигрываем 2 раза.
Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.
Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.
- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?
Посмотрите на доску – это тоже шутка. Прочтите её про себя.
- сколько действующих лиц в этом тексте?
- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?
Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.
- Почему Тит не хочет молотить?
- Действительно ли у него болит живот?
- С какой интонацией это нужно произносить?
Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.
- Что высмеивается в этой шутке?
В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.
- Кто знает какие-нибудь скороговорки?
Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.
- грустно;
- радостно, громко, торжественно.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Наш короб постепенно пополняется.
Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Сделал дело…
Любишь кататься…
Не имей 100 рублей…
В гостях хорошо…
Кто много читает…
Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов.
Труда – пруда
Время – потехе
Броду – воду
Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.
Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.
Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Читаю я, все про себя, один вслух.
Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку. А где у нас солнышко? В окошке. Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку. Эту закличку добавим в короб.
А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из наших мест, из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка…)
4. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать для кого вы этот домик «построили».
IV. Творческое домашнее задание.
Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.
V. Подведение итогов.
Мы постарались наполнить наш чудесный короб.
- Чем же мы егозаполняли?
- Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.
Благодарю всех за урок.