Конспект урока литературного чтения на тему Устное народное творчество.Заклички.Загадки. (2 класс)


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Организационный момент - Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Алина Тахировна!
- Давайте сядем на свои места, выпрямим спинки и настроимся на урок. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные:
действие самоопределения,
желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные: организация рабочего места
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация знаний. Формулировка темы и задач урока учащимися.
- Когда за окном еще февраль и так далеко до первых весенних цветов, так хочется позвать весну, тепло. «Весна не наступит, если ее не встретить особым образом», -  так думали наши предки.
- Как бы вы это сделали? 
- А вы знаете, как в старину встречали весну?
- А какую закличку вы уже знаете? Откройте страницу..., перечитайте.
- Кого в ней кликали? Что у нее просили?
- Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками (на слайде картинка)
- Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Вот и мы сегодня на уроке попробуем украсить такое обрядовое дерево.
- Сейчас, вызванные ученики возьмут со стола колокольчик и прочитают произведение. А вы должны догадаться, какого оно жанра.
1колокольчик: Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле … (весна)
2 колокольчик: Грач на горе – весна на дворе.
3 колокольчик: Увидел грача - весну встречай.
4 колокольчик: Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: «Ку-ку-мак!»
Убирай один кулак!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею – малы дети.
Все кричали: «Ку-ку-мак»
Убирай еще кулак!
5 колокольчик: Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку.
6 колокольчик: Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
7 колокольчик: 1.Что за музыка на улице слышна
Это снова на дворе поет весна
Птичьи трели засвистели
И капели зазвенели
Светлой музыкой вся улица полна.
ПР. Открывайте шире двери
Просыпайтесь птицы, звери
Отступила злая зимушка зима
Позабыли мы про стужу
Стали нам совсем не нужны
Холод и немая тишина
Зимний холод и немая тишина.
- После этого, поместите эти колокольчики на наше обрядовое дерево.
- А кто создал загадку, пословицу, считалку, потешку, закличку, песенку? К чему относятся все эти жанры? - Прочитайте: Устное народное творчество - Я предлагаю вам сегодня стать исследователями некоторых жанров устного народного творчества. - Во-первых, мы будем исследовать стихотворные обращения к природным явлениям. Что это? - Во-вторых, описание какого-либо предмета или явления, которое нужно разгадать. - Что это?
- Определите тему нашего урока
- Что бы вы хотели об этом узнать? - Итак, сегодня мы узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а также научимся читать правильно, быстро, выразительно. Пели бы песни о весне, нарисовали бы рисунки, выучили стихи и т. Д
Делали чучело на Масленицу, пекли сладкие печенья «жаворонков»
Весну
Ученик читает пословицу. а дети отгадывают жанр.
Загадка
Поговорка
Пословица
Считалка
ПотешкаЗакличкаПесенка
Затем колокольчик помещается на дерево. Русский народ К устному народному творчеству
ЗакличкиЗагадки
Устное народное творчество. Заклички. Загадки.
Узнать традиции русского народа; что такое песенки-заклички Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания Личностные: - учебная мотивация Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Подготовка к восприятию. - Откройте страницу 118 и прочтите информацию в рубрике
- Кого считали вестниками весны в русском народе? Что пели, обращаясь к птицам?
- В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - это...
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит. ... (Жаворонок) (картинка на слайде)
- А теперь давайте послушаем песню жаворонка
- Как жаворонок поёт песенку? Птиц.
Заклички-веснянки.
Жаворонок
Весело, приливисто, звучно, громко и т. д Регулятивные : - учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: -формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Первичное восприятие - Сейчас откройте стр. 118 учебника. Прочитайте закличку самостоятельно.
- Теперь прочитаем все вместе хором.
- Кто хочет прочитать закличку? Читают закличкуЧитают хором
Читают по желанию Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные:
- осознанно читает вслух и про себя.
Проверка первичного восприятия - Как люди обращаются к жаворонку? - Просительно, ласково, с надеждой Регулятивные:
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Словарная работа
- Ребята, какие слова вам были непонятны в тексте? Значение какого слова можно прочитать в сноске? Что такое завалинка?
Проталина (картинка)
Покос
Завалинка (картинка) Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.
Покос – скошенная трава на сено.
Завалинка – земляная насыпь у стены избы. Познавательные:
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения
Перечитывание и анализ - Как обращаются к жаворонку люди? Почему?
Найдите слова, которые показывают, как поет жаворонок.
- О чём просят люди жаворонка? Прочитайте из текста.
- Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно?
- Кто хочет еще раз выразительно прочитать закличку?
- Откройте тетрадь на странице 69 и выполните 1 и 2 задание.
- Давайте все вместе проверим (на слайде) Вежливо, ласково.
Так как обращаются к нему с просьбой
Читают из текста
Плавно, напевно
Выразительное чтение Коммуникативные:
оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и про себя.
Вторичный синтез. - Давайте сравним две заклички. Что их объединяет? О чем просят люди в первой? А во второй?
- Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. (картинка)
Работа в группах. Получают птичек, изготовленных из бумаги, на которых записан текст заклички. Каждая группа выходит и выразительно читает закличку и помещают птичек на обрядовое дерево.
1. Чувиль, виль, виль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну – красну, красно солнышко,
Тёпло летушко, зеленой покос
2. Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
На своём хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе.
3. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам дай телегу.
4.Жаворонки. прилетите,
Студену зиму унесите!
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела, весь хлеб поела.
5. Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
6. Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться. Они просят прихода весны и т. д
Дети читают закличку выразительно. Помещают жаворонка на обрядовое дерево.
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
- способность к волевому усилию
- к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
ФизкульминуткаЭлектронная Регулятивные:
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Подготовка к восприятию. - Любите отгадывать загадки?
- Я буду читать вам загадки, а вы должны их отгадать.
Нам часто слышится в леску
Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко?
(Кукушка)
По весенней чёрной пашне
кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …
(Грач)
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)
- Как можно назвать этих птиц одним словом?
- Какие загадки мы сейчас будем читать? Да
Перелетные
Про перелетных птиц Коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Чтение и отгадывание загадок. - Все верно! Молодцы!
- Откройте учебник на странице 119.
- Кто хочет прочитать первую загадку? Отгадайте.
- Какие признаки помогают найти отгадку? Объясните.
- Прочитайте вторую загадку. Отгадайте.
- Что такое ходули? (картинка)
- Чем похожи выделенные слова?
- Чем отличаются?
- Как создавалась первая загадка, а вторая? Отгадку находят по различным признакам и действиям, о которых говорится в загадке
Прямые палки, служащими для ходьбы
Они похожи тем, что одинаково произносятся.
Они отличаются тем, что имеют разное значение и пишутся по-разному. В первом случае-два слова, а во втором - три.
Первая загадка создавалась на основе действий характерного героя, а вторая-на основе предметов. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Вторичный синтез. - На слайде изображения птиц. Подумайте, какие признаки или действия характеризуют этих птиц.
Работа в группах. Придумайте свою загадку о птицах.
1. кукушка.
2. гусь
3. ворона
4. воробей
5. петух
6. дятел
Отчеты групп. Оценка деятельности.
Что за птичка на суку
Нам поёт ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она подружка,
А зовут её …кукушка.
Я щиплю, а не грызусь
С длинной шеей,белый...гусь
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. –
Ворона
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Воробей
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это ? …петушок
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! Коммуникативные: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
Личностные:
интерес к способу решения и общему способу действия.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
6.Рефлексия - Нам осталось завершить обряд украшения «Весеннего деревца» лентами, чтобы оно было по-настоящему праздничным. – У вас на партах лежат кружки. Красная – Было интересно, я многое узнал. Зеленая – я хотел бы продолжить изучение той темы. Желтая - я остался равнодушным к тому, что узнал на уроке. Осуществляют рефлексию, украшая кружками «Весеннее деревце». Личностные: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности