Рабочая программа по окружающему миру на основании авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Есинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
Руководитель МО
от ________________ Утверждаю
Директор школы Л.Н. Боргоякова
Приказ по ОО №______ от _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
в 4 классе
Тиникова И.П.
(Ф.И. О. учителя)
2016 г.
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016 учебный год
2. Положения о рабочей программе МБОУ Есинская СОШ (приказ №11 от 30.06.2014г.)
3. Авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа 21 века». Руководитель проекта - член - корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Москва: Вентана - Граф, 2012) Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
-формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
-ознакомить с взаимосвязями человека и природы; человека и общества;
-усвоить знания об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
-освоить общенаучные и специфические методы познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
-воспитывать любовь к природе, своей малой Родине, своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
-формировать навыки безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-создавать психолого-педагогические условия для индивидуального прогресса в сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Изменения в авторской программе не внесены. Добавлены уроки для реализации ЭЭК
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
На начало учебного года в классе 22 обучающихся: 11 девочек и 11 мальчиков. Большинство не имеют хронических заболеваний. Уровень подготовленности, первоначальные знания о явлениях окружающего мира у всех детей разные. В целях развития личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность по данному предмету необходимо организовывать парно-групповую работу, взаимопомощь, взаимопроверку. Приучать более подготовленных детей к систематическому общению с учебником, справочным материалом, рабочей тетрадью, формировать привычку работать самостоятельно, систематизировать и обобщать знания по заданию учителя. Повышать интерес к предмету, приучая детей к систематическим наблюдениям за объектами окружающей природы, к природоохранной деятельности. На уроках использовать краеведческий материал.
Планируемые результаты: повышать учебную мотивацию, привлекать обучающихся к участию в конкурсах и творческих проектах.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20 % – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей:
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Воспитание уважительного отношения к истории страны.
Воспитание любви к родному краю.
Воспитание любви к своей семье.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Понимание роли человека в обществе.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Принятие норм нравственного поведения в обществе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ экологической культуры.
Понимание ценности любой жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.;
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
Владение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Формы организации учебных занятий и системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
Формы организации учебных занятий:
сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: интегрированных уроков, уроков – экскурсий, практических занятий и др. ( обучение строится на деятельностной основе);
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Основные виды учебной деятельности:
- чтение;
- практические и лабораторные занятия;
- исследовательские и творческие проекты;
- экскурсии и виртуальные экскурсии.
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Равитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории , культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества 9наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основное содержание (270 часов)
Что такое окружающий мир (15–20 часов)
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.
Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Младший школьник (10–15 часов)
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила организации домашней учебной работы: подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание и др. Дорога от дома до школы; правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание). Телефоны экстренной помощи.
Семья – первый коллектив ребенка. Труд в семье, обязанности членов семьи, их взаимоотношения. Отдых в семье. Хозяйство семьи, доходы и расходы семьи, деньги.
Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Экскурсии по школе; в спортивное учреждение, места отдыха горожан (сельчан).
Практические работы: измерение массы своего тела, роста; измерение времени по часам; составление режима дня; первая помощь при легких травмах.
Природа (60–70 часов)
Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры). Связи между неживой и живой природой (значение солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды: научные прогнозы (общее представление), народные приметы; значение предсказаний погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличию в нем кислорода является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека; состав; плодородие как главное свойство почвы.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2–3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).
Практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).
Человек и природа (15–20 часов)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории (при наличии условий).
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Межпредметные связи с «Технологией (Трудом)».
Общество (55–60 часов)
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей). Важнейшие события, происходящие в стране.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей (по выбору), их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
История Отечества. Что такое история. Счет лет в истории. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с Искусством и Литературным чтением).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с лентой времени (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.Родной край – малая Родина (10–15 часов)
Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий).
Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.
Земля – планета жизни (15–20 часов)
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2–3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.
Этнокультурное содержание вводится при изучении следующих тем:
№ тема
21 Что нужно знать о болезнях. Народные лекарственные средства (травы)
33 Природные зоны России. Природные зоны Хакасии.
38 Рельеф России. Рельеф Хакасии.
39 Как возникли и строились города. Хакасская традиционная архитектура.
45 Что такое культура? Традиционная культура народов Хакасии
54 Обрядовые праздники. Обрядовые праздники в культуре народов Хакасии
61 Героические страницы нашей Родины. Наши земляки – участники ВОВ, труженики тыла.

№ дата Тема урока примечания
план факт 1 Человек – часть природы.
2 Человек – живой организм. Нервная система
3-4 Опорно-двигательная система: скелет и мышцы.
5 Пищеварительная система.
6 Дыхательная система.
7 Кровеносная система.
8 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.
9-10 Как человек воспринимает окружающий мир.
Зрение. Слух.
11 Обобщение. Человек-часть природы. 12 Мир чувств.
13 Обрати внимание на внимание. 14 Помни о памяти.
15-16 Правила здоровой жизни.
Как закаливать свой организм. 17 Поговорим о вредных привычках.
. 18 Когда дом становится опасным.
19 Какие опасности подстерегают детей на дороге.
20 Если случилась беда…
Ядовитые растения. 21 Что нужно знать о болезнях.
Народные лекарственные средства (травы) 22 Чем человек отличается от животных. 23 Человек умеет думать и говорить. 24 От рождения до старости.
25 Почему пожилым людям нужна твоя помощь.
26 Поговорим о доброте.
27 Что такое справедливость.
28-29 Умеешь ли ты общаться?
Учимся вести беседу.
Избегай общения с незнакомыми людьми. 30 Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо» 31 Гражданин должен знать свою Родину. 32-36 Природные зоны России.
Арктика. Тундра.
Тайга.
Смешанные леса. Степь.
Пустыня. Влажные субтропики Природные зоны Хакасии 37 Почвы России.
Охрана почвы в лесостепной зоне Хакасии
38 Рельеф России.
Восточно-Европейская равнина.
Западно-Сибирская равнина.
Урал – Каменный пояс. Рельеф Хакасии 39-40 Как возникли и строились города.
Хакасская традиционная архитектура.
«Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному. 41-43 Россия и её соседи.
Япония – страна восходящего солнца.
Китай – страна природных контрастов.
Финляндия – наш северный сосед. Королевство Дания. 44 Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края» 45 Что такое культура?
Традиционная культура народов Хакасии 46 Как возникла письменность.
Летопись – рукописная книга. 47-51 Образование – часть культуры общества.
О первых школах и книгах.
Чему и как учились при Петре I. Как развивалось образование после Петра I.
Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов.
Школа в XIX веке. 52-54 Русское искусство до XVIII века.
Русская икона.
Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси. Обрядовые праздники в традиционной культуре хакасов 55 Искусство России XVIII века.
Архитектура.
Живопись.
Государственный публичный театр. 56-58 «Золотой век» русской культуры
Поэты и писатели XIX века. ( Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой.
Композиторы XIX века.
Михаил Иванович Глинка.
Пётр Ильич Чайковский)Художники XIX века
(Василий Андреевич ТропининИлья Ефимович Репин.
Исаак Ильич Левитан.) 59 Искусство России XX (20) века. 60 Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности» 61-64 Героические страницы нашей Родины.
Как Русь боролась с половцами.
Как русские воины победили шведских захватчиков.
Битва на Чудском озере.
Куликовская битва.
Отечественная война 1812 года.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва.
Наши земляки - участники ВОВ, труженики тыла.
65 Обобщающий урок. Тема: «Героические страницы нашей Родины» 66-67 Мы живем в Российском государстве.
Символы государства.
Символы Республики Хакасия. 68 Контрольная работа. Итоговое тестирование Используемая линия учебников :Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание пятое, переработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2010г.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание пятое, переработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2010г.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г.
Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Система оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценку успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегосяв способности к выполнению учебно- практических и учебно-познавательных задач;
оценку динамики образовательных достижений учащихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений

Оценка достижений обучающихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября (стартовая диагностика);
II этап – конец 2-ой четверти; (завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая (итоговая диагностика). Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.). Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее – проверить , как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля являются различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа 21 века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу второго года обучения. Делено три типа заданий, которые дети должны выполнить,- «называть (приводить примеры»), «различать (соотносить), «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика – как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений ( о природе, обществе, культуре, из истории); объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи-непохожи; одинаковые - разные; существенное-несущественное).
Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях – как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задания 7 и 8 неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки. Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные формы и виды контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результат своего учебного труда. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы ( в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75 % правильных ответов.
Варианты оценивания:
Уровневая шкала Процентная балльная шкала
Низкий Выполнены отдельные задания 0-60 % менее 17 баллов оценка «2»
Средний
Выполнены все задания, с незначительными погрешностями
60-77 % 18-22 балла оценка «3»
77-90 % 23-26 баллов оценка «4»
Высокий Все предложенные задания выполнены правильно 90-100% 27-30 баллов оценка «5»
Окружающий мир» - предмет интегрированный. В содержании предмета интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.
При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
В программе учебного предмета «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии на уровне введения:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
Данный курс носит интегративный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов ( изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности) , и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждение результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов.Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствует формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё;
- характеризовать условия жизни на земле: вода, воздух, тепло, свет;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоёмы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
- объяснять особенности бактерий;
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.