Программа элективного курса Вода, которую мы пьем


Муниципальное образовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа











Вода, которую мы пьем



Географическая экспертиза и прогноз


Программа элективного курса
по географии России
9 класс


Учитель Тихомирова Г.Р.












п Судиславль 2005


Содержание

13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc117069950" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc117069950 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc117069951" 14Содержание программы 13 PAGEREF _Toc117069951 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc117069952" 14Тематическое планирование элективного курса 13 PAGEREF _Toc117069952 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc117069953" 14Литература 13 PAGEREF _Toc117069953 \h 1461515
15

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 10 часов, разработана на материале курса «География России 8-9 класс». В курсе географии вопросам географической экспертизы и прогноза уделяется недостаточное внимание, вследствие ограниченности учебного времени, а данная проблема позволяет включить учащихся в самостоятельную работу, помогает увидеть практическое значение географии в жизни, как науки комплексной, осуществляет межпредметные связи.
Подбор разных форм исследований позволяет работать по этой программе с разными группами учащихся.
Курс показывает различные виды оформления результатов своего труда, в том числе и с использованием ИКТ, что при традиционных уроках, вследствие разных причин, сделать пока невозможно.

В школьной библиотеке для данного курса можно использовать следующую литературу:
В.Я. Ром «Новое в России» Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» М. «Дрофа» 1997
Ю.П. Пармузин «Живая география» М. Просвещение 1993
Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А.,
Рябинин А.Н., География Костромской области. Кострома 1995
Энциклопедические словари
Географические атласы

Цели курса:

Включить учащихся в исследовательскую творческую работу, учить:
наблюдать и изучать природные объекты
составлять описание результатов экспертизы
обсуждать результаты исследований, участвовать в дискуссии
оформлять результаты работы ( по выбору) в форме презентации, реферата, буклета, публикации.
обобщать, делать выводы.

Учить самостоятельно, приобретать и применять знания.

Развивать творческие способности учащихся, учить работать в группе.







Содержание программы


Географическая экспертиза и прогноз их практическое значение для различных видов деятельности человека.



Анализ особенностей природных компонентов России и влияние их на хозяйственную деятельность человека.


Проведение географической экспертизы по теме: «Вода, которую мы пьем?»



Проведение экспертизы включает следующие этапы работы: забор воды, проведение наблюдений за состоянием воды в течение недели, оформление наблюдений в виде сводной таблицы, картосхемы, публикации, письменного отчета.


Изучение экологического состояния источников питьевой воды (колодцы, родники).

Создание презентации по итогам работы.




Тематическое планирование элективного курса


Тема
Часы
Форма проведения
Виды деятельности учащихся



на уроке
Долгосрочная работа



1
Географическая экспертиза и прогноз, и их практическое применение
1

Теоретическая часть
Вводная беседа-лекция


2
«Мы исследуем питьевую воду» - инструктаж о проведении экспертизы воды
1

Занятие - инструктаж
Выработка критериев исследования
( источники забора параметры оценки, время, составление блокнота наблюдений)

3
Самостоятельные наблюдения за состояние воды

В течении недели
Работа
дома
Наблюдения за состоянием воды, фиксирование результатов в блокноте наблюдения (форма произвольная)

4
Обсуждение результатов наблюдений
1

Урок - практикум
Составление сводной таблицы

5
Индивидуальные задания группам:
Сбор информации по теме: «Водные ресурсы РФ и их использование», «Водные ресурсы области и Суиславского района»
Исследование «Родники, как источники чистой воды»
Составление картосхемы водные ресурсы Судиславля
Сбор материала о состоянии питьевой воды - посещение СЭС, отдела по охране природы

В течении недели


Работа с учебной и дополнительной литературой


Наблюдения


Составление схемы


Сбор материала о состояние питьевой воды Судиславля


Составление мини реферата



Таблица наблюдений


Картосхема


Письменный отчет о проделанной работе

6
Осуждение результатов проделанной работы
2

Практическое занятие
Учимся систематизировать и обобщать материал, составление инструкции «Юному туристу»

7
Экологическое состояние
источников питьевой воды (колодцы, родники)
2

Обследование и определение чистоты источников, беседы с местными жителями
Оформить брошюру «Источники питьевой воды Судиславля и их экология»

8
Создать презентацию по итогам исследования «Вода, которую мы пьем»

на элективном курсе
Консультации учителя
Создание презентации

9
Итоговое занятие «Вода, которую мы пьем»
1

Подведение итогов с демонстрацией презентации
Обсуждение итогов работы, оценка.



Литература

В.Я. Ром «Новое в России» Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» М. «Дрофа» 1997
Ю.П. Пармузин «Живая география» М. Просвещение 1993
Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А.,
Рябинин А.Н., География Костромской области. Кострома 1995
Энциклопедические словари
Географические атласы

13PAGE 15


13PAGE 14615




B
·„
·
·
· 15